Космополитизм, - лит (от греч. cosmo(- мир и polith(- гражданин) -
расширение идеи отечества на весь мир. Упадок политической жизни
греческих городов после пелопонесской войны, совместно с развитием
философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования
ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только
как гражданин своего города, то, с потерею независимости и значения
городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества),
он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые
резко. высказанное в школе кинической философии, было далее развито
стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный
характер самого римского государства. В положительном своем смысле К.
вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы
отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как
целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во
внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию
всемирной монархии, а также в политике папской теократии. Весьма часто
К. берется лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие
патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто
теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое
понимание дела неправильно. Мысль о целом не упраздняет реального
значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно
привязанности к более тесным социальным группам, напр. к своей семье,
так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма.
Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или
другого нравственного интереса; и без сомнения, решительное преимущество
должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в
себе и истинное благо каждой части.
|