Кондорсе (Жан-Антуан-Николь Коришот, маркиз de Condorcet) -
знаменитый писатель и полит, деятель, род. в 1743 г. По настояниям
дяди-прелата, на 9-м году поступил в иезуитскую школу в Реймсе. Заметив
в нем наклонность к духовному поприщу, родные поспешили отдать его в
наваррскую коллегию, чтобы посвятить его военной карьере. Но К.
предпочел занятия наукой. Мемуар: "Essai sur le calcul Integral"
доставил ему в 1769 г. кресло в академии наук. В 1777 г. он получил
премию берлинской академии за свою "Theorie des cometes". В том же году
К. избран секретарем академии за свои "Eloges des academiciens mjrts
avant 1699" (1775) - ряд биографий: Гюйгенса, Роберваля, Никара,
Мариотта, Рёмера и др. Тогда же он пишет похвальное слово незадолго
перед тем умершим Фонтенелю и Бюффону. Беспристрастие, мастерская
обрисовка главных черт характера, рассмотрение деятельности
замечательных людей в связи с историей человеческого ума - вот главные
достоинства этих замечательных биографий. Лучшими биографиями,
написанными К., являются биографии Тюрго и Вольтера. В начале своей
деятельности К. занимался преимущественно математическими науками, но
живая восприимчивость мешала ему совершенно уйти в эти отвлеченные
занятия, и уже в это время он легко и охотно переходит к вопросам
справедливости и нравственности, занимавшим его ум еще в детстве. К.
отличался необыкновенной добротой, соединенной с удивительной
сдержанностью в выражении своих чувств, что давало право говорить о нем
его другу д'Аламберу: "это - вулкан, покрытый снегом". Другой
отличительной чертой его характера было полное отсутствие тщеславия и
честолюбия. Всегда снисходительный к другим, мягкий, деликатный, он,
однако, умел говорить правду, был беспристрастен в своих приговорах даже
по отношению к друзьям. Таким был он, напр., в своих сношениях с
Вольтером, знакомство с которым у него началось с 1770 г. и перешло
затем в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти Вольтера. Эта дружба
отвлекла К. от его прежних работ и возбудила в нем желание заниматься
литературой. В 1774 году он написал и издал анонимно "Письмо теолога" к
автору "Словаря трех веков", которое современниками было приписано
Вольтеру - доказательство достоинств этого произведения. Из всех
привязанностей К. самой сильной была привязанность к Тюрго. Под его
влиянием К. занялся политикоэкономическими науками, к которым его влекла
и его сострадательная натура. Когда Тюрго был назначен министром
финансов (1774 г.), К. занял место председателя комитета по уравнению
мер и весов, где он оставался и по отставке Тюрго, до 1791 г. Работая
вместе с Тюрго над разрешением некоторых политико-экономических
вопросов, он принимал деятельное участие и в его борьбе с
современниками, стараясь путем печати выяснить свои и его взгляды на
важнейшие вопросы. В сочинениях этого периода ("Письмо земледельца из
Пикардии к протекционисту", "Рассуждение о хлебной торговле", "Биография
Тюрго", "Рассуждения о барщине" и др.) он развивал мысли о праве каждого
человека свободно располагать своим умственным и физическим трудом, о
свободе торговли хлебом, о правильном вознаграждении рабочих, о реформе
уголовного суда, свободе печати, об уничтожении крепостного права и пр.,
и везде являлся сторонником взглядов школы физиократов. Занимая пост
председателя комитета по уравнению мер и весов, К. хорошо познакомился с
внутренним механизмом Франции, видел много несовершенств в этом
механизме, убедился в косности парижского парламента и горячо восстал
против него (в "Письмах американского гражданина"),так как последний
систематически препятствовал проведению тех реформ, которые предлагали
Тюрго и сам К. Несмотря на эту продолжавшуюся и после отставки Тюрго
борьбу с противниками, К. снова погрузился в научные занятия и в 1780 г.
издал свои знаменитые примечания к 29-й книге "Духа законов" Монтескье,
где говорит о свойствах ума, необходимого законодателю, дает критерий
для сравнения законов, высказывает соображения, которые должно иметь в
виду при составлении законов, и т. д. В 1787 г. К. женился на г-же де
Груши, женщине с выдающимися нравственными и умственными качествами.
Около этого же времени К., убедившись, что монархия не может и не хочет
помочь народу в его бедствиях, перешел на сторону республики. После
бегства Людовика XVI в Варенн, К. основал первую республиканскую газету
во Франции: "Республиканец или защитник представительного
правительства". В 1790г. К. заседал в муниципалитете, а в 1791 г. его
выбрали коммиссаром национального казначейства. В конце того же года он
отказался от этой должности и, избранный в депутаты в законодательное
собрание, сделался его секретарем, а вскоре и президентом. Здесь он
очень много занимался организацией общественного образования. В
сочинении: "Sur l'instruction publique" и других трактатах, К. делит
общественное образование на 5 ступеней, причем низшая ступень -
первоначальная школа, дающая minimum образования, необходимого человеку
для того, чтобы не находиться во власти другого. Но в то время, как
средства к образованию должно дать государство и оно же должно его
регулировать, воспитание, по мнению К., должно быть всецело
предоставлено семье. В этих же трактатах К., говоря об образовании
женщин, проводит идею энциклопедистов о полной равноправности их с
мужчинами и настаивает на совместном обучении обоих полов. Целью
образования и воспитания, по словам К., является, с одной стороны,
полное равенство и равноправность как мужчин, так и женщин, а с другой -
развитие в нас естественного интереса к общественному благу. Наиболее
горячая политическая деятельность К., как сторонника республиканских
идей, относится к тому времени, когда он состоял членом конвента. Здесь
он не принадлежал ни к какой отдельной партии, занимая совершенно
самостоятельное место. При обсуждении внешних дел К. всегда подавал
голос за войну, надеясь этим путем водворить в Европе господство
республиканских идей. Во время суда над Людовиком XVI он горячо защищал
неприкосновенность короля, да и вообще высказывался против смертной
казни, допуская наказания только с исправительной целью. При составлении
проекта новой конституции, выработка программы которой была поручена
коммиссии из 9 членов, в том числе К., последний играл очень
значительную роль. Его перу принадлежит обширное введение в конституцию,
объяснявшее основания проекта. Конвент отверг этот план конституции, дав
народу другую, наскоро составленную Геро де Сешелелем. Тогда Кондорсе
напечатал послание к народу, где выставил многочисленные недостатки
обнародованной конституции и указывал на их вредные последствия, советуя
не принимать ее. За обнародование этого послания, К., обвиненный в
заговоре "против единства и нераздельности" французской республики, был
объявлен конвентом вне закона. Друзья скрыли его у вдовы скульптора
Верне. Когда жирондисты были осуждены конвентом, К. хотел покинуть дом
Верне, не желая подвергать ее опасности, но последняя на этот раз
удержала его, и только 26 марта 1794 г., по окончании последней своей
научной работы, К. ушел от нее, отправился в окрестности Парижа, был
схвачен и посажен в тюрьму Bourg-la-Reine. Там 29 марта его нашли
мертвым - он отравился, как предполагают, ядом, который всегда носил в
перстне. Во время своего пребывания у Верне, К. написал свою
политическую исповедь: "Советы осужденного дочери", где высказал все
свои мысли о главных вопросах жизни и где вполне вылилась его
благородная, бесконечно добрая натура. В это же время написал он и свое
знаменитое сочинение: "Esquisse d'un tableau hislorique des progres de
l'esprit humain", за которое он признается родоначальником теории
"прогресса", одним из творцов философии иcтopии. Многие мысли,
проводимые здесь, К. высказывал и раньше, но тут он привел их в систему.
Две идеи проходят красной нитью через все сочинение: о необходимости
уравнения гражданских и политических прав всех людей и о бесконечном
совершенствовании рода человеческого. "Картина успехов человеческого
ума" состоит из двух частей: первая заключает в себе всю картину
прогресса, в самых общих чертах; во второй части и следующих за ней, К.
предподагал изложить факты, которые могли бы служить для развития и
подтверждения мыслей, высказанных в введении. В первой книге К. делит
всю историю человечества на десять эпох, причем к последней относит
время с основания французской республики. Вторая часть была написана К.
только благодаря его изумительной памяти, но дальнейшее продолжение
труда было невозможно за отсутствием книг. Собр. его соч. изд. в 1804 и
1847 г. Ср. Араго, "Биография К."; Робине, "Vie de С."; М. Ковалевский,
ст. о К. в "Вестнике Европы" (1894, №№3 и 4); Литвинова, "К., его жизнь
и научно-политическая деятельность". См. также биографию К., приложенную
к изданию его сочинений 1847 г., и краткий очерк его жизни,
предпосланный русскому переводу "Жизни Вольтера" (перевод В. Чуйко).
М. В - ий Кондотьеры (итал. Condottieri, от condotta - наемная плата)
- в XIV и XV вв, так назывались в Италии предводители наемных дружин.
Возникновению кондотьерства в Италии особенно благоприятствовало то, что
власть в итальянских республиках захватывалась тиранами (Скала,
Висконти), которые, нуждаясь в преданном войске, привлекали на свою
службу иностранных, преимущественно немецких, наемников. К бандам
иноземных наемников, имевшим первоначально республиканское устройство
(Compagnie), примыкали беспокойные итальянские элементы. Когда в Италии
появились со своими дружинами иноземные рыцари, как герцог Вернер
фон-Урслинген (свирепствовавший в Италии в 1334 - 1352 гг. и написавший
на своем панцире серебряными буквами: "враг Бога и милосердия"), граф
Луц фон-Ландау, рыцарь иоаннитского ордена Монреаль (Montreal) и
особенно Джон Гаквуд (Hawkwood, 1364 г., прославившийся также в
Венгрии), а вместе с тем и местные феодалы, Лодовико Висконти, Убальдини
и Альбериго да-Барбиано, стали усиливать наемниками свои вассальные
войска, тогда дружины наемников получили монархическое устройство. Этому
способствовало и то обстоятельство, что из рядов наемников выдвигались
своей доблестью и воинским искусством отдельные личности, которые и
становились предводителями: таковы были: Аттендоло, соперник последнего
Браччио да-Монтоне (в школе его образовались почти все тогдашние военные
знаменитости Италии), Коллеони, Карманьола, Пиччинино, Франческо Сфорца
и др. Таким образом, возникли дружины авантюристов, искавших легкой
наживы, связанных между собой в силу личного подчинения одному и тому же
К., который действовал сам от себя и сам для себя, поступая на службу ко
всякому, кто его нанимал, без разбора партии и дела. Главная сила
кондотьерских дружин состояла в коннице, которой иногда считалось 20
тыс. на 2 тыс. пехоты. Вооружением своим, разделением и строем они
походили на французские ордонансовые роты. Большого развития достигло у
К. искусство маневрирования, а также организация административной и
медицинской частей. Руководствуясь лишь мотивами самого низкого
корыстолюбия, К. представляли собою весьма ненадежные войска, всегда
готовые перейти на сторону неприятеля; при случае К. готов было наложить
руку и на доверившийся ему город, сделаться в нем князем. Войну К. часто
вели только для вида и в тайном соглашении со своими собратьями,
служившими в неприятельской армии; они не сражались ни ночью, ни зимой,
не укрепляли своих станов и в битвах не убивали противников, а старались
только брать их в плен, для получения выкупа. Лишь немногим из К.
удалось основать самостоятельные владения или собрать большие богатства,
как Сфорце и Коллеони . К концу XV века кондотьерство стало приходить в
упадок, а после вторжения в Италию Карла VIII совершенно исчезло. Ср.
Ricottia, "Storia dеllе compagnie di ventura" (Турин, 1845); F. Steger,
"Franz Sforza etc. " (Лпц. 1853; нов. изд. 1865).
|