Клерикальная партия - как указывает самое слово (от clerus - клир),
ставит себе задачей усиление власти и значения церкви, именно
католической. Партия эта, естественно, может существовать только в
государствах либо католических (как Бельгия), либо таких, где католицизм
сильно распространен и играет заметную роль (Германия). Как и все
политические партии в новейшем смысле этого слова, К. партия возникает
вместе с парламентаризмом, хотя клерикализм, как мировоззрение и
политический идеал, тесно связанный с католицизмом, несравненно древнее.
В стране, где - как, напр., во Франции при Наполеоне III - государ.
власть находится в более или менее тесном союзе с католической церковью,
нет места для К. партии, как партии самостоятельной: она сливается с
партией правительственной. Наиболее заметную роль К. партия в настоящее
время играет в Австрии, Бельгии и Германии.
В Австрии К.. партия, подобно другим, не составляет одного
компактного целого, а делится по национальным группам. Так, итальянцы в
рейхсрате делятся на "итальянский либеральный клуб" и "Frentino club" (в
рейхсрате 1891 г. - 4 члена); последний защищает К. идеи. Но так как
главная задача итальянцев-членов австр. рейхстага - не отторжение от
Австрии и присоединение к Италии, а только господство в местных
ландтагах и подавление славянских элементов, то итальянские либералы и
клерикалы большей частью сходятся между собой, расходясь лишь по
школьному и немногим другим вопросам. Немецкие клерикалы группировались
в 1880-х гг. в "клуб Лихтенштейна" (около 80 членов) или "правый центр",
поддерживавший министерство Таафе. В 1883 г., вследствие настояний этого
клуба, правительство провело новеллу к школьному закону 1868 г., по
которой: 1) руководители школ должны быть того вероисповедания, к
которому принадлежит большинство учеников, 2) в определенных случаях
продолжительность обязательного обучения понижается с 8 до 6 лет. В 1889
г. в Вене был многолюдный (до 2000 чел.) съезд католиков, выразивший
основные стремления австрийской К. партии: конфессиональная школа,
восстановление светского владычества папы. Последнему правительство,
крепко держащееся союза с Италией не могло ни сочувствовать, ни
содействовать; на почве первого требования могло быть достигнуто
соглашение. Однако предложение, внесенное в этом смысле Алоизием
Лихтенштейном в рейхсрат, не встретило достаточной поддержки и не
прошло, после чего Лихтенштейн вышел из клуба, и он распался. На выборах
1891 г. местные "К. избирательные комитеты" вели борьбу довольно
энергично и провели не менее 20 сторонников, которые группируются в
клубах Гогенварта, антисемитическом и др. В состав министерства Таафе
входили по временам клерикалы (Фалькенштейн и др.); в министерстве
Виндишгреца настоящих клерикалов нет, но поддерживающий его клуб
Гогенварта имеет их в своей среде. Поляки, тоже одна из
правительственных партий, в своей среде насчитывают немало клерикалов.
В Bенгрии в нижней палате нет группы, которая называлась бы К.
партией, но в верхней палате заседают духовные лица, пропитанные К.
тенденциями, и они находят поддержку как в консервативном большинстве
верхней палаты, так и в консервативном меньшинстве нижней, а также еще
более сильную поддержку короля. Несмотря на то, либеральному
министерству Векерле удалось, хотя и с большим трудом, провести в
декабре 1894 г. либеральные церковные законы (гражданский брак, передача
ведения метрических книг в руки гражданских властей, безусловная свобода
совести и равноправность религий, в том числе и иудейской) через обе
палаты и добиться для них санкции короны; но зато К. партия, опираясь на
короля, принудила Векерле подать в отставку. В связи с этим событием
произошло в Венгрии образование новой партии, явно К. по своему составу
(большое число духовных лиц) и по своим тенденциям; партия эта,
выработавшая в конце января 1895 г., на частном собрании у гр. Эстергази
в Пеште, свою программу, приняла название "народной". Главные пункты ее
программы: 1) пересмотр закона о гражд. браке, 2) охрана прав и
автономии католической церкви, 3) свобода школьного обучения (т. е.
преимущественно независимость церковных школ от правительственного
контроля), 4) охрана интересов земледелия, кредиты для мелких хозяев, 5)
биржевой налог, 6) охрана семейных и нравственных интересов рабочих,
расширение страхования рабочих, узаконение отдыха для рабочего, 7)
реформа избирательного права. Программа, до некоторой степени сходная с
программой германских антисемитов, обнаруживает стремление вербовать
сторонников в среде рабочих и крестьян, враждебных либеральной
буржуазии. На дополнительных выборах в конце 1894 и начале 1895 г.
партия отвоевала от либералов несколько полномочий, чем успела вызвать
сильную тревогу в лагере последних; устами Банфи (министра-президента)
они в палате депутатов объявили ей непримиримую войну.
К. пapтия в Бельгии была организована уже в конгрессе 1790 г., во
время эфемерного существования соединенных бельгйских штатов; ее раздоры
с либеральной партией, парализовавшие энергию действий, были одной из
причин торжества австрийского оружия. Она же составляла оппозицию во
время французского и голландского владычества, когда в стране была
признана свобода совести. Но либералы также были недовольны голландским
владычеством, и потому во время революции 1830 г обе партии действовали
сообща. Немедленно после освобождения Бельгии союз распался: началась
упорная парламентская и внепарламентская борьба, продолжающаяся и
поныне. К. партия распалась на две фракции: крайних (ультрамонтанов) и
умеренных клерикалов. В парламенте большинство клерикальное постоянно
заменялось большинством либеральным, и наоборот; соответственно этому
изменялись и министерства. Борьба велась преимущественно на почве
вопросов народного образования, расширения политических прав народа и
свободы торговли (К. пария - сторонница протекционизма). В области
народного образования торжество почти все время было на стороне К.
партии. Иезуиты имели и имеют до ныне свои школы, свои гимназии, даже
свой университет (в Лувене), с большим числом учащихся, чем в
государств. учебных заведениях; в их школьное дело государство не
вмешивается. Почти вся женская молодежь получала и получает образование
в католических м-рях. В 1847 г. либер. м-ство Рожье значительно
расширило самоуправление общин, несмотря на противодействие К. партии. В
1856 г. К. министерство Брукера отменило в пользу духовных училищ
требование аттестата зрелости от поступающих в университет и освободило
находящиеся в заведывании церквей и монастырей благотворительные
учреждения от государственного контроля. Либеральное министерство
Фрер-Орбана провело школьный закон (1879), вводящий контроль государства
над учебными заведениями, ослабляющий роль в них духовенства и ставящий
преподавание Закона Божия в зависимость от желания родителей; оно же
обязало (1883) семинаристов военной службой, но только в военное время.
Обе меры - особенно "школа без Бога", как ее тенденциозно обозвали
клерикалы - вызвали ожесточенные протесты со стороны духовенства и
усиленную агитацию. В 1884 г. Фрер-Орбан должен был уступить место
ультрамонтану Малу, которого вскоре сменил "умеренный" клерикал
Бернаерт; место последнего в 1894 г. занял другой клерикал, Бюрле.
Школьный закон Фрера-Орбана заменен другим, противоположным по
тенденции. В это время выступает на очередь вопрос о введении всеобщей
подачи голосов. Его выдвигает социал-демократия, поддерживаемая левым
крылом либеральной партии. Умеренные либералы (доктринеры), руководимые
Фрер-Орбаном, отказываются от прежних демократических стремлений и,
вступив de facto, в союз с К. партией, начинают ожесточенную борьбу
против требований рабочих. Это дает социалистам право говорить, что и К.
партия, и либеральная в действительности одинаковые представительницы
одного и того же общественного класса - буржуазии. Министерству, однако,
приходится уступить (1893), в виду народного возбуждения. Выборы 14
октября 1894 г., первые на основании нового избирательного закона,
сохранили власть за К. партией, оказавшейся весьма единодушной; она
составила один общий список кандидатов (на 152 места - 156 кандидатов) и
энергично действовала против разъединенных либералов, радикалов и
социалистов. В результате она завоевала (по прежнему - преимущественно в
фламандских провинциях) 916000 голосов (из1797000) и 104 (из 152) места
в палате депутатов. К. м-ство Бюрле пошло, однако, на уступки рабочим;
оно основало office detravail и в своей программе обещало некоторые
социальные реформы. Это повело к брожению в К. партии, доходящему чуть
не до разложения. С одной стороны, некоторые К. депутаты обещают рабочим
8 часовой рабочий день и образуют "клуб социальной реформы"; с другой
стороны, непримиримые элементы, недовольные уступчивостью министерства,
основывают "клуб протекционистов", самым названием указывающий на то,
что в основе идеалов партии лежат интересы буржуазии, а не религиозные
убеждения.
К. партия в Италии первое время после объединения Италии не была
партией парламентской, так как папа Пий IX запретил верным католикам
принимать какое бы то ни было участие в государственной жизни. Но
воинствующее положение папы вызвало и правительство на борьбу с ним; в
ней принимали участие даже консервативные правительства. Так, в 1873 г.
м-ство Ланцы закрыло почти все монастыри в Италии; в 1877 г.
умеренно-либеральное м-ство Депретиса сделало уроки Закона Божия
необязательными в школах. В подобных случаях К. партия ограничивалась
усиленной агитацией в народе, сильно затруднявшей деятельность
министерства. Папа Лев XIII разрешил католикам принимать участие в
выборах. Это, вместе с торжеством либеральной партии (1876), привело
консерваторов к сближению с клерикалами; они противятся
правительственным мероприятиям, враждебным церкви, каких особенно в
м-ство Криспи (1887 - 1891) было немало . Сильное правительственное
давление на выборах помешало образоваться в парламенте сильной,
сплоченной К. партии; но ее влияние на страну чувствуется в самой
страстности, с какой правительство борется с ней. Уголовный кодекс 1889
г. налагает особенно суровые наказания за преступления, совершенные в
видах торжества клерикализма. В 1890 г. папа вновь решительно запретил
католикам участие в парламентских выборах; но в местных выборах они
продолжают участвовать.
К. партии во Франции, как особо организованной парламентской партии,
нет. При Наполеоне III правительство шло на всевозможные уступки церкви
и поддерживало папу в его борьбе против революции и Итал. королевства.
После падения империи клерикальные элементы сплотились отчасти под
знаменем бонапартизма, отчасти - легитимизма. При Мак-Магоне направление
политики правительства было вполне клерикальное; после его падения
(1879) восторжествовали противоположные стремления. Изгнание иезуитов из
Франции и "Бога из школы" были наиболее враждебными церкви актами
правительства. Оппозиция К. партии долго была непримиримой, направляясь
против самых основ государственного строя Франции. Но безнадежность этой
борьбы, вместе с торжеством умеренных партий на парламентских выборах,
заставила, наконец, К. партию изменить свою политику. В 1890 г. кардинал
Лавижери заявил о своем присоединении к республике; папа, через своего
статс-секретаря Рамполлу, выразил одобрение его поступку. Тогда
большинство духовенства последовало его примеру. Это передвинуло центр
тяжести в республиканской партии направо (одновременно, отчасти под
влиянием К. партии, совершилось присоединение к республике многих
монархистов). Умеренные элементы в среде республиканцев встретили
присоединившихся с распростертыми объятьями. Правительство отказалось от
борьбы с церковью, и К. партия, союзниками которой являются теперь почти
все оппортунисты и консервативные республиканцы, одержала, таким
образом, довольно значительную победу.
В. Водовозов.
|