Кирилл, св. туровский - знаменитый проповедник и писатель XII в.
(1130 - ок. 1182). Родился в г. Турове (в нынешней Минской губ.); приняв
пострижение, выказал основательное знакомство с творениями свв. отцов и
приобрел большой авторитет среди братии, "уча и научая" словом и
примером своей жизни. Удаляясь от общежития, К. заключился в столпе
(башне), куда перенес и свою библиотеку. Зесь, может быть, создались
некоторые из его произведений, исполненных высокого аскетического
одушевления и стремления к познанию Божества в созерцании его творения -
мира. Результатом этого периода в жизни К. туровского явилось его соч. :
"Сказание о черноризчестем чину от ветхаго закона и новаго" и, может
быть, поучение "о подвиге иноческого жития" и "послание к печерскому
игумену Василию", с большей или меньшей вероятностью приписываемые св.
К. Своей подвижнической жизнью К. стяжал себе известность и, по просьбе
князя и граждан, был посвящен митр. киевским в епископы г. Турова. Ко
времени епископства св. К. относятся нелады в. кн. Андрея Боголюбского с
еписк. Феодором. К. принял сторону князя и предал еписк. Феодора анафеме
за ересь. К. туровскому бесспорно принадлежат, из дошедших до нас
памятников XII в., восемь проповедей; ему же приписываются два поучения.
Он написал также значительное число молитв (до двадцати), из которых
наиболее замечательны "молитвы на всю седмицу". Произведения его были
очень распространены в сборниках, а с появлением книгопечатания
издавались не раз, вместе с творениями И. Златоуста и других выдающихся
проповедников. Лучшие издания: Сухомлинова, "Рукописи графа Уварова" (т.
II, вып. 1., СПб., 1858); К. Калайдовича: "Памятники русской словесности
XII в. " (М" 1821); в "Памятниках древнерусской церковноучительной
литературы" (вып. 1, изд. журнала "Странник", 1894). В переводе на
русский современный язык все творения К. туровского изданы преосв.
Евгением минским и туровским (Киев, 1880). Взгляды на достоинство
произведений К. туровского весьма различны. С одной стороны, в нем видят
народного аллегоризатора в стиле современных ему византийцев; с другой -
превозносят его за возвышенность его идеалов, за красноречие и за
изящество формы его произведений. К. туровский был вполне сыном своего
века и, имея от природы большой поэтический талант, развившийся в
обстановке монашеской и затем затворнической жизни, не мог не
подчиняться влиянию И. Златоуста и других проповедников. В его поучениях
преобладает красноречие торжественное над учительным; образы, теснящиеся
в его воображении, затемняют логическую схему; порыв от прозы жизни в
область отвлеченного лишает его проповедь практической применимости.
Богатое воображение и одушевление, соединенное с восторженно-радостным
настроением - вот характеристические черты проповедей К. туровского. Что
касается зависимости его от византийских образцов, то, как справедливо
замечает проф. Пономарев, "прямых и буквальных заимствований из них в
поучениях К. Туровского нет, хотя каждую его страницу можно было бы
иллюстрировать соответственными местами из святоотеческих
поучений".Насколько поучения К. поражают подчас обилием образов и
сравнений, настолько просты, но вместе с тем проникнуты одушевлением его
молитвы. По форме они состоят из обращения и моления, заканчивающегося
кратким славословием, но по содержанию представляют значительное
разнообразие. Главным их предметом является человек, обремененный ношей
грехов. Тяжелые думы о слабости и ничтожестве человека, скорбь о его
греховности и немощности, проходящие через все молитвы К" являются ярким
контрастом тому бодрому и жизнерадостному настроению, которым проникнуты
все его ораторские произведения, в виду чего молитвы только
приписываются К. предположительно. По своей учености и богатству
сведений в области греческой поучительной литературы, К. туровский -
один из крупнейших писателей XII в. Ср. Сухомлинов, "Рукописи гр.
Уварова"; проф. Пономарев, "Памятн. др. русской учительной литературы"
(вып. 1); Макарий, "история Церкви" (т. I, III); Голубинский, "История
церкви" (1880).
В. П.
|