Кипренский (Орест Адамович) - портретист и исторический живописец,
один из замечательнейших художников, когда-либо являвшихся в России. Он
был сын крепостного человека бригадира А. Диаконова, А. Швальбе. Родился
в Ораниенбаумском уезде С. Петерб. губ., 13 марта 1783 г., и крещен в
местечке Копорье, от которого получено им прозвище "Копорский",
измененное потом в фамилию "Кипренский". Еще в детском возрасте выказал
он большую охоту к рисованию, что побудило Диаконова отпустить его на
волю и определить, в 1788 г., в воспитанники Имп. акад. худож. Обучаясь
в ней, своими необычайными артистическими способностями и быстрым их
развитием К. приобрел себе особое покровительство тогдашнего президента
академии, гр. А. С. Строганова. Главными наставниками его здесь были Г.
Угрюмов и Д. Левицкий. В 1802 г., за картину: "Филемон и Бавкида",
присуждена ему мал. зол. медаль и, кроме того, за проект памятника
профессору живописи Г. Козлову, он получил одну из больш. зол. медалей,
по жертвованных гр. Строгановым. Окончив в следующем году академический
курс со званием художника XIV кл., оставлен при академии в качестве
пансионера. В 1805 г. удостоен больш. зол. медали за написанную по
программе картину: "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (наход. в музее
акад. худ.), и таким образом приобрел право на поездку в чужие края, с
содержанием от правительства; но, по тогдашним политическим
обстоятельствам, отправка его туда была отложена. После того он ездил в
Москву и находился в Твери, при Дворе вел. княг. Екатерины Павловны. В
1812 г., за несколько мужских портретов, в том числе за портрет
партизана-поэта Д. Давыдова (нах. в музее акад. худ.), возведен в звание
академика, а в 1815 г. признан советником академии. В следующем году
отправился, наконец, в заграничное путешествие, за счет имп. Елизаветы
Алексеевны, посетил Германию, Швейцарию и Италию и в последней из этих
стран приобрел своими портретами такую известность, что удостоился того,
что его портрет, написанный им самим по предложению флорентийск. акад.
худож., был помещен в галерее Уффици, в собрании портретов знаменитых
художников. Возвратился в СПб. в 1823 г., но ненадолго, и в 1828 г.
снова уехал в Италию, куда влекла его любовь к молодой римлянке,
натурщице Анне Марии Фалькуччи, которая, благодаря ему, была отдана, для
образования, в одно из женских учебн. заведений этого города. Во время
своего отсутствия из СПб., был вследствие получения акад. худ. нового
штата, переименован из советников в профессоры, в 1831 г. В 1836 г.
женился на Фалькуччи, но через 3 месяца ум. в Риме, 5 окт. того же года.
Современники называли К. "русским ван-Дейком", но это название
определяет характер его таланта не вполне точно. Начав свою деятельность
с подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, он потом взял себе за
образцы Рубенса и Рембрандта и старался, в своих работах, слить воедино
лучшие качества их живописи; но вскоре оставил этих мастеров и создал
собственный стиль, в котором стремился возможно полно передавать природу
в жизнь не только строгой правильностью рисунка и естественностью
колорита, но и, главным образом, тщательностью отделки, различной,
смотря по роду изображаемого вещества, - такой, чтобы совершенно
скрадывалась работа кисти и получалась полная иллюзия действительности.
Во многих случаях К. разрешал эту задачу превосходно; однако, не все его
произведения имеют одинаковое достоинство. Особенно силен он был по
части портретов, которых написано им очень много и которые, сверх других
качеств, вообще отличаются замечательным сходством. Что же касается до
его исторических картин, то они свидетельствуют о том, что, при всем
своем мастерстве, он не обладал большим даром композиции. Кроме
живописи, К. занимался рисованием на камне и издал несколько литографий.
Как на лучшие в числе его произведений, можно указать на портреты
знаменитого скульптора Горвальдсена и отца художника (в Имп. Эрмитаже),
на "Молодого садовника" (там же), "Читателей газет" и "Тибуртинскую
Сивиллу" (в московском публичном музее), портреты баснописца Крылова (в
имп. акад. наук) и "гр. Потоцкой" (в имении гр. Потоцких), "Гробницу
Анакреона" (у гг. Брюлловых, в СПб.) и несколько портретов, собранных г.
Третьяковым в галерее, основанной им в Москве.
А. С - в.
|