Караваджо (da-Caravaggio) - прозвище двух итальянских живописцев: 1)
Полидоро Кальдара (Caldara, yм. в 1543). Явившись в Рим без всяких
средств к существованию, он сделался простым каменщиком, но, работая в
Ватикане и постоянно сталкиваясь в Рафаэлем и его учениками. начал сам
заниматься живописью. Вскоре настолько усовершенствовался в ней, что
мог, совместно со своим другом Матурино, украсить работами сграффитто
фасады многих из римских дворцов; эти, дошедшие до нас лишь в гравюрах,
фризы исторического или мифологического содержания отличаются
археологической точностью деталей, жизненностью рисунка и тонкостью
отделки. В 1527 г., он прибыл в Неаполь и не только нашел там работу, но
даже основал свою школу. К этому времени относится хранящаяся ныне в
Неаполитанском муз. его картина: "Несение креста", отмеченная здравым
реализмом, повлиявшим позднее на направление неаполитанской школы. Тот
же успех встретил художника и по переселении его в Мессину, где он
впоследствии погиб от руки убийцы. Картины его довольно редки. Одна из
них - "Гладиаторы" - в Имп. Эрмитаже (№1647). 2) Микель-Анджело Америги
(Amerighi), также Америджи и Меризи (1569 - 1609), сын каменщика, начал
свою карьеру отцовской профессией;. получив первоначальное
художественное образование в Милане, усердно подражал в Венеции
Джорджоне, был учеником Чезари в Риме, откуда, в 1606 г., пришлось ему
бежать, точно также как и из многих других мест, вследствие разных
столкновений, в которые попадал по причини своего необузданного нрава и
которые очень часто кончались смертью его противников. Получив от папы
помилование он умер на пути из Неаполя в Рим. В художественной
деятельности К. замечаются две эпохи. К первой принадлежит большинство
его бытовых картин: сцен народной жизни, изображений шинков с их
завсегдатаями, цыган, игроков в карты и кости, солдат, сильно походящих
на разбойников, и других сомнительных личностей, в кругу которых нередко
приходилось вращаться художнику. Сюда, между прочим, относятся:
"Предсказательница" (в Капитолийском музее), "Шулеры" (гал. Шьярра, в
Риме), "Девушка, играющая на лютне"(в Лихтенштейнск. гал., в Вене),
"Мандолинист" (№ 217, в Импер. Эрмитаже), а также "Отдых на пути в
Египет" (гал. Дория, в Риме). Произведения этой эпохи отличаются тонкой
наблюдательностью, живостью реализма и прекрасным, светлым, золотистым
колоритом, близким к колориту венецианцев. Со времени пребывания К. в
Риме замечается поворот в его манере ко второму стилю, поражающему
резкостью света и густотой теней; недостатки этой манеры несколько
искупаются энергией выражения и своеобразной силой колорита и светотени.
К этому периоду относится большинство его больших религиозных картин,
как напр. "Призвание ап. Матфея", "Мученическая смерть св. Матфея" (в
церкви С.-Луиджи, в Риме), "Обращение ап. Павла", "Распятие св. Петра"
(в С.-Мария-дель-Пополо, в Риме), "Успение Богородицы" (в Лувре),
"Христос в Еммаусе" (в Нац. гал., в Лондоне), "Положение во гроб" (в
Ватикане), "Венчание Христа тернием" (в Имп. Эрмитаже, № 215), "Мучение
ап. Петра" (там же, № 216). Портреты, вышедшие из под кисти К., при
обычных технических достоинствах, страдают недостаточно тонкой передачей
индивидуального характера изображенных лиц ("Мужской портрет", № 218, в
Имп. Эрмитаже). Значение К. в искусстве заключается, главным образом, в
его стремлении воспроизводить природу без прикрас, какова она есть, - в
натуралистической тенденции, которой он нанес удар манерности старых
итальянских мастеров его времени и объявил непримиримую войну
многочисленным последователям болонской академической школы.
А. Н - в.
|