Капнист (Василий Васильевич) - поэт и выдающийся драматург, род. в
1757 г. в имении Обуховка Миргородского уезда, Полтавской губернии.
Пятнадцати лет приехал в Петербург и зачислился капралом в измайловский
полк; усердно посещал полковую школу, находившуюся под покровительством
просвещенного А. Бибикова - "охотника до наук и особо до стихотворства".
Здесь он близко сошелся с Н. А. Львовым. В 1772 г. К. Перешёл в
преображенский полк, где через три года получил первый офицерский чин и
подружился с Державиным. В годы пребывания в столице К. усиленно
старался пополнить свое домашнее образование изучением древних и
западноевроп. языков и классиков, а также ознакомлением с произведениями
Ломоносова, Кантемира, Сумарокова. Тогда же он впервые вступил на путь
переводного стихотворства. В 1782 г. он был избран предводителем
дворянства Миргородского уезда, но в том же году, при посредничестве
Львова, получил место при главном почтовом управлении. В 1785 г. он был
избран киевским дворянством в губернские предводители, а через два года
был назначен главным надзирателем киевского шелковичного завода. В 1799
г. К. был причислен к театральной дирекции по заведованию русской
труппой. Он много сделал для оживления русской сцены, вызвав из Москвы
известных артистов - Шушерина, Сахарова, Пономарёва. В 1802 г. К. был
утвержден генеральным судьей 1-го департамента полтавского генерального
суда, а с 1812 по 1818 г. числился по министерству народного
просвещения. Путешествуя в 1819 г. по Крымскому полуострову, он обратил
внимание на разрушение местных древностей и истребление памятников
старины и сделал о том представление кн. Голицыну, что имело своим
последствием командировку в Тавриду академика Келлера и архитектора
Паскаля. В 1822 г. К. был избран в губернские предводители дворянства
Полтавской губ. а 28-го октября следующего года скончался в воспетой им
Обуховке.
К. был женат на Александре Алексеевне Дьяковой, сестре жены Львова и
жены Державина. К кружку этих трех писателей примкнули еще Хемницер,
Богданович и Оленин. Первое произведение К. - ода, на франц. языке, по
поводу мира с Турцией (1775). Позже он сам определил её так: "преглупая
ода, писанная сочинителем на 17-м году его возраста, что однако ж он ни
себе, ни глупому своему произведению в извинение не ставит". Внимание
читающей публики К. обратил на себя впервые напечатанной в июньской кн.
"С.-Петербургского Вестника" (1780 г.) "Сатирой первой", перепечатанной
впоследствии в "Собр. Люб. Pocc. Слов." (ч. V), под загл. "Сатира первая
и последняя". К. высказывает здесь резкие суждения и колкие замечания
относительно некоторых литературных деятелей, которых он означает
псевдонимами, достаточно прозрачными. Сатира вызвала полемику:
неизвестный автор напечатал в том же "СПб. Вестнике": "Письмо", в
котором называет К. глупцом и дерзким ругателем и приводит цитаты из
Буало, Фонвизина и Сумарокова, как свидетельства плагиата. В 1783 г.
молодой литератор написал торжественную "Оду на рабство", которую,
однако, решился напечатать лишь в 1806 г. В этом произведении К.
является южнорусским патриотом, вспоминает прежнюю свободу Малороссии и
оплакивает наложенные на родину оковы рабства. Поводом к написанию этой
оды послужил указ Екатерины II о прикреплении крестьян к помещичьим
землям в Киевском, Черниговском и Новгород-Северском наместничествах. В
1786 г. новый указ Екатерины, повелевавший просителям именоваться
"верноподданный", вместо прежнего "раб", побудил К. написать "Оду на
истребление в России звания раба". До 1796 г. имя К. встречается, затем,
во многих повременных изданиях - "Новых ежемесячных сочинениях",
"Московском журнале", "Аонидах" Карамзина. Его произведения как
переводные, так и оригинальные пользовались популярностью и в публике, и
среди лучших литературных кружков того времени. Шуточная ода К.: "Ответ
Рафаэля певцу Фелицы" была доставлена Державину ещё в рукописи, под
заглавием "Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочиста
Василия К." Назначение оды было указать Державину промахи в его
стихотворении "Изображение Фелицы". Державин обиделся и отвечал резким
письмом, где, между прочим, писал: "Ежели таковыми стихами подаришь ты
потомство, то в самом деле прослывёшь парнасским трубочистом, который
хотел чистить стих другим, а сам нечистотой своих был замаран".
Приятельские отношения между поэтами, однако, не нарушились. В 1796 г.
К. издал первое собрание своих стихотворений с таким оригинальным
двустишием на заголовке:
К. я прочел и сердцем сокрушился, Зачем читать учился.
Через два года появляется на сцене главное литературное произведение
К. - комедия "Ябеда". Эта комедия заняла выдающееся место в
отечественном репертуаре и до появления на сцене "Горя от ума" и
"Ревизора", имеющих, по своей обличительной тенденции, много общего с
"Ябедой", пользовалась выдающимся успехом. "Ябеда" не отличается
искусством техники, живостью действия и особой занимательностью; цель её
- изобличение мздоимства, взяточничества и ябеды - господствует над
содержанием и побуждает автора впадать иногда в шарж и утрировку. Его
главные действующие лица - Провалов, Кривосудов, Хватайко и друг.
- карикатурны; но К. метко попал в больное место современного ему
общества и этим вызвал в чиновном мире бурю негодования. Пьеса,
разрешенная имп. Павлом к постановке, была скоро снята с репертуара и
даже при Александре I не сразу получила права гражданства.
Бантыш-Каменский передаёт следующий эпизод, которому был сам свидетелем.
Когда в 3 действии Хватайко поёт: "Бери, большой тут нет науки; бери,
что только можно взять. На что ж привешены нам руки, как не на то, чтоб
брать?" - зрители начали рукоплескать, и многие, обратясь к одному из
присутствовавших в театре чиновников, громко называли его по имени и
восклицали: "это вы! это вы!" Популярность "Ябеды" в начале текущего
столетия была настолько велика, что некоторые выражения комедии
обратились в поговорки. Последующие переводные и подражательные
драматические произведения К. не имеют значения; одной из них: "Станорев
или мнимая неверность" сам автор посвятил следующую эпиграмму:
Никто не мог узнать из целого партера,
Кто в Станореве смел так осрамить Мольера;
Но общий и согласный свист
Всем показал, что то - К.
Из лирических стихотворений К., который в свое время пользовались
значительным успехом, лучшие: "В память береста" и "Обуховка", где автор
обнаруживает много истинного чувства и богатый запас красок. К. пытался,
несмотря на свою любовь к древним классикам, заменить гекзаметр, в
переводе греческих и римских авторов, размером простонародных русских
песен. Попытка эта не увенчалась успехом и не нашла себе подражателей.
Сочинения К. изданы в 1849 г. Смирдиным.
Б. Глинский.
|