Канцона (la canzone, от латинского cantio) - название старейшей формы
итальянской лирики, встречающейся и в провансальской (canso) и старо
французской (chanson) поэзии. Для неё иногда употребляется специальное
название Canzone Petrarchesca или Toscana, в отличие от позднейших форм,
Canzone Pindarica и Anacreontica. К. - лирическое стихотворение в
несколько строф (stanze), которые имеют совершенно то же количество
стихов, тот же размер и то же расположение рифм, но обыкновенно
кончаются строфой более короткой. У Петрарки в К. не более 10 и не менее
5 строф; в новейших К. число строф доходит до 20, 40, даже 80 строф.
Количество стихов каждой строфы у Данта и Петрарки варьирует между 9 и
20. Строфа делится на две части; вторую часть начальной рифмой любили
соединять с последним стихом первой (concatenatio). Чередование рифм
сначала было свободно; впоследствии пример Данта и ещё более - Петрарки,
стал законом. Стихи при серьезных сюжетах большей частью в 11 стоп,
перемежаясь изредка 7-стопными, а при лёгком и весёлом содержании -
большей частью 7-и стопные. Заключительная строфа наз. ripresa (принятие
вновь), commiato (припев), congedo (прощание), licenza (отпуск), tornata
(возвращение) или просто chiusa (заключение) и заключавшая в себе
обыкновенно обращение поэта к стихотворению, - обычай провансальской
поэзии, - редко отсутствует у Данта и Петрарки. Кроме этих правильных
форм К., существовала уже очень рано Canzone distesa (распространенная)
или Canzone di stanza continua, в которой каждая строфа, сама по себе,
была без рифм, но каждый стих рифмовался с соответствующим ему в
остальных строфах. Позднейшие поэты оставили эту слишком искусственную
форму. В конце XVI ст. К. стали отклоняться от типа Canzone
Petrarchesca. Уже Тассо, для соединения строф, ввёл различные
стихотворные "игрушки", которые он называл catene (цепи) и monili
(ожерелья). Ещё более свободы позволил себе Киабрера (Chiabrera),
которого т. наз. канцонетты, написанные более короткими стихами и
строфами с произвольной рифмой, проложили дорогу К.-анакреонтикам, по
образцу песен Анакреона представляющим легкое стихотворение в коротких
строфах. В подражание Пиндару, в ХVI в. возникла Canzone Pindarica или
alla greca, которую можно встретить у Аламанни, Триссино, Минтерно и
особенно у Киабреры. Она составлена из одно- или многократной комбинации
3 строф: strofa, antistrofa и epodo; из них первые соответствуют друг
другу в построении. Так называемая Canzone a ballo или Ballata, которую
не следует смешивать с северной "балладой", столь же стара как и Canzone
Petrarchesca и, вероятно, народного происхождения; совершенно такой же
тип стихотворений был в ходу и в Провансе, и северной Франции. Эта К.
пелась при танцах; первые стихи (ripresa) пел хор, следующую строфу или
строфы один голос, после чего опять вступал хор и т.д.; строфу в ней
заканчивает последний стих ripres'ы. Ballata допускает любой род стихов
и предпочитает Rimalmezzo (внутреннюю рифму). Эти Canzone а ballo
особенно были в ходу в XV в. в кругу Лоренцо де'Медичи; особый род их
назывался фроттолами (Frottola). О староитальянской К. писал уже в 1332
г. Антонио да Темпо: "Summa artis rithmici" (изд. Grion, Болонья, 1869)
и около 1850 г. Джидино да СоммаКампанья, в "Trattato dei ritmi volgari"
(изд. Giulgiari, Бол., 1870). О всех родах К. ср. Blanc, "Grammatik der
ital. Sprache" (Галле, 1844).
|