Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Канон (греч. kanwn, буквально - прямой шест - всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник). I. В древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этим словом называли свод основных положений или правил по своей специальности, имевших аксиоматический или догматически характер (то, что позже, в эпоху схоластики, наз. summa, напр. summa philosophiae). У древних греческих юристов kanw(означал то же, что у юристов римских regula juris - краткое положение, тезис, извлеченный из действующего права и представляющий схему для решения того или другого частного юридического вопроса. II. Во времена христианства это название прежде всего, еще в эпоху апостолов, было усвоено тем правилам церковным, которые происходили от самого И. Христа и апостолов, или были установлены церковью в пределах данных ей от И. Христа и апостолов полномочий, или, наконец, были установлены хотя и государством, но применительно к основанной на божественных заповедях компетенции собственно церковной. Имея форму положительных определений и нося на себе внешнюю церковную санкцию, эти правила назывались К., в отличие от тех постановлений о церкви, которые, исходя от власти государственной, охраняются ее санкцией и осуществляются ее силой. Последним в юридической греко-римской литературе усвояется название закона - nomoV, общее со всеми законами государства. По мнению византийских канонистов (Вальсамона, Властаря и др.), а также некоторых новейших ученых, каноны имеют большую силу, чем законы, так как последние издавались только греко-римскими императорами, а каноны - святыми отцами церкви, с утверждения императоров, вследствие чего К. принадлежит авторитет обеих властей - церковной и государственной. В обширном смысле К. называются все постановления церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства церкви, её учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества, а иногда и творенья отдельных отцов церкви (напр. "Kanwn ekklhsiastikoV" Климента Александрийского). После того, как церковь стала свое вероучение излагать в общецерковных символах, слово К. получило более специальное значение - постановления вселенского собора, относящегося к устройству церкви, её управлению, учреждениям, дисциплине и жизни. В этом значении слово К. окончательно узаконено 1 и 2 правилами трулльского собора. Поэтому в сборниках церковных К. хотя находятся и символы, и догматы, но лишь настолько, насколько они входят в состав определений соборов. Затем, обыкновенно, различают К. всеобщие (kaJolikoi, genikoi kanoneV) и частные или местные (topikoi, idikoi kanoneV), а некоторые канонисты, кроме того - К. личные (prosopikoi). Большинство ученых, с Вальсамоном во главе, постановлений, касающихся отдельных лиц, не признают за К., по силе принципа: jura non in sin gulas personas, sed generaliter constituntur. Определениями вселенских соборов VI и VII в. К. церковные признаются "неотменными", "несокрушимыми" и "непоколебимыми"; но эти определения, по самому существу дела, допускают ограничения и исключения. Ученые канонисты различают К. действующие и прекратившие действие. К неотменно действующим К. относятся лишь К. всеобщие, касающиеся предметов веры, а также существенных оснований общецерковного устройства и дисциплины. Церковный К., обусловленный обстоятельствами времени, приостанавливает действие К. более древнего, в чём они не согласуются один с другим, и в свою очередь может подлежать отмене по миновании обстоятельств, его вызвавших. Иногда позднейший К. считается не отменой более древнего, относящегося к тому же предмету, а лишь его разъяснением. Устное предание получает характер К. лишь после того как оно оформлено в постановлении собора. К. соборов вселенских исправляют и отменяют постановления соборов поместных. Иные К. признаются утратившими свою силу вследствие изменившегося порядка жизни церковной, а равно при наличности несогласных с ними государственных законов. Из постановлений соборов сначала название К. усвоялось лишь правилам соборов вселенских. Трулльскй собор возвёл на степень К., равных по силе и ненарушимости постановлениям вселенских соборов, правила девяти поместных соборов: анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, сардикийского, карфагенского и константинопольского, затем правила так называемые апостольские и правила, извлеченные из творений тринадцати отцов церкви: Дионисия Александрийского, Петра Александрийского, Григория Неокесарийского, Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Нисского, Феофила Александрийского, Григория Богослова, Амфилохия Иконийского, Тимофея Александрийского, Кирилла Александрийского, Геннадия Константинопольского и Киприана Карфагенского. Впоследствии к К. причислены правила константинопольского собора 861 г., так называемого двукратного или второпервого, и константинопольского собора 879 г., бывшего в храме Софии. Всех К. православной церкви 762. Древнейший сборник, воспроизводящий первобытную церковную практику - так назыв. постановления апостольские (diatagai twn agiwn apostolwn), о которых упоминает в III в. Ириной Лионский, а в IV в. Афанасий Александрийский и Епифаний Кипрский, - в первоначальном своем виде не дошел до нас, а в том виде, в каком он сохранился от V в., содержит много примесей и искажений, вследствие чего собор трулльский (692 г.) воспретил пользоваться им, как источником каноническим, и он имеет значение лишь исторического материала. Другой сборник древнейших К. церкви, известный под именем правил св. апостолов, составление которого в нем самом приписывается Клименту (отнюдь не римскому епископу, как думали до позднейшего времени), сначала имел значение лишь местное, и хотя еще 1-й вселенский собор ссылался на некоторые его правила, но в настоящем своем виде он получил начало, по мнению проф. Лашкарева, не ранее половины V в. Дионисий Малый знал его (и перевел на латинский язык) лишь в числе 50 правил; но Иоанн Схоластик и затем трулльский собор признали его подлинным в полном составе 85 правил. Первым кодексом церковных К., бывшим в употреблении со времен имп. Константина Великого, был сборник правил собора никейского, дополненных правилами поместных соборов анкирского, неокесарийского и гангрского, а позже - и антиохийского; он был составлен в период времени между никейским и константинопольским вселенскими соборами, на Востоке, и пополнялся, затем, постановлениями позднейших соборов. В половине VI века в его состав входят вышеупомянутые апостольские правила. Кодификация государственных законов греко-римской империи при Юстиниане вызвала подобные же работы и со стороны церкви, по отношению как к её собственным К., так и по отношению к государственным законам по церковным вопросам. Отсюда получили свое начало так называемые номоканоны. В настоящее время кодексом действующих церковных К. в греческой церкви служит Пидалион (phdalion - руль на корабле), составленный греч. учеными в 1793 - 1800 гг., на основании, главным образом, синтагмы патр. Фотия. К тексту К. присоединены: 1) толкования Зонары, Аристина (составившего в XII в. "толкование на синопсис К.") и Вальсамон; 2) правила Иоанна Постника, Никифора и Николая патр. константинопольских, и 3) несколько статей, относящихся к области брачного права и формальностей церк. делопроизводства. Такое же значение имеет и Синтагма (suntagma), изд. в Афинах в 1852 - 59 г. Русская церковь, при самом своем начале принявшая, вместе с вероучением, церковное право Византии, в виде номоканона (получившего на Руси имя Кормчей), доселе не имеет полного кодекса действующих ныне церковных законов и постановлений, так что, по справедливому замечанию одного из современных канонистов русских, за одно и тоже церковное закононарушение один епископ может присудить одно наказание, основываясь на одном правиле, другой епископ - другое, руководясь другим законом. Имеется лишь полное собрание, в хронологическом порядке, К. древней вселенской церкви, под названием книги правил, издаваемой от лица св. синода. В недавнее время (1873 - 1878 гг.) московским обществом любителей духовного просвещения, по мысли протопресвитера М.И. Богословского, под редакцией сначала проф. А.Ф. Лаврова, а потом проф. А.С. Павлова, сделано научное издание этих правил - греческого их подлинника и славянского перевода, параллельно с толкованиями Зонары, Аристина и Вальсамона. Хронологическое "Собрание постановлений по ведомству св. Синода" едва начато синодальной архивной комиссией (с 1869 по 1894 г. издано семь томов, обнимающих время с 1721 по 1733 г. включительно). См. Biener, "De collectionibus canonum ecclesiae Graecae" (Берл. 1827); Bickell, "Geschichte des Kirchenreebts" (Гиссен, 1843); Zacharia von Lingenthal, "Die griechischen Nomocanonen" (СПб., 1877); проф. М. Остроумов, "Курс православного Церковного права. Ч. 1-я. Источники церковного права" (Харьков, 1894; в этом сочинении рассмотрена вся древняя и новая литература предмета); проф. П. Лашкарев, "Право церковное в его основах и источниках" (Киев, 1889); проф. Н. Заозерский, "Очерки кодификации церк. права", в "Чтен. моск. общ. любит. духовн. просвещ." (1881 - 1883); его же, "Исторический обзор источников церковного права" (М., 1891). III. Кроме отдельных постановлений церковных, название К., с присоединением эпитета: церковный, усвояется их целому составу. "Церковный К." церкви вселенской большинством канонистов считается завершившимся, в Х веке, с изданием номоканона Фотия. Состоявшиеся после того церковные постановления на православном Востоке и в церкви русской признаются местными или частными К. (idikoi, topikoi). IV. Название К., с присоединением слов священный, библейский, усвоено составу тех священных книг Ветхого ("Ветхозаветный К.") и Нового ("Новозаветный К.") Завета, которые признаются церковью боговдохновенным и служат первоисточниками и нормами веры. В этом смысле сначала самое учение церкви назыв. в древней церкви (у Иринея Лионского и др.) kanwn, kanwn thV pistewV, thV alhJeiaV; затем оно перенесено и на состав тех книг, которые содержат в себе это учение (в первый раз - у Оригена: "Scripturae canonicae"). Многие ученые, по примеру Землера, объясняют слово К. в применении к Св. Писанию в смысле каталога или списка книг, назначенных для чтения в церкви, так что этим названием не обозначается еще ни боговдохновенность их, ни значение источника норм веры. Но хотя это слово иногда употреблялось в значении каталога, однако, в большинстве случаев, оно означало norma, regula (fidei); в IV же в. оно уже исключительно применялось к составу книг боговдохновенных. Ср. проф, В.Г. Рождественский, "История новозаветного К." ("Христ. Чтение", 1873 - 1874); архим. Михаил, "Библейский К. Св. Писания Ветхого и Нового Завета" ("Чтения в обществе любит. дух. Просвещения", 1872); А. В. Горский, "К вопросу о происхождении К., против Баура" (в "Чтениях общества дух. Просвещения", 1877); Ник. Елеонский, "О времени завершения новозаветного К." там же, 1877); А. В. Горский, "Образование канона Нового Завета" ("Прибавления к творениям св. Отцов", 1871); Keil, "Lehrbuch der historischkritischen Einleitung in die kanonischen und apokryphischen Schriften des Alten Testaments" (1873); Guericke, "Neutestamentliche Isagogik" (Лпц., 1868; русский перев., М., 1869). V. В правилах вселенских соборов и св. отцов словом К. обозначается также составлявшийся для нужд епархиального управления список или каталог (katalogoV) священнослужителей и церковнослужителей известной епархии; отсюда произошло древнее название каноники (kanonikni, canonici). VI. Словом К. называется, наконец, особая группа христ. богослужебных песнопений, входящих в состав утрени и связанных в одно целое единством предмета (напр. - прославление того или иного святого или события из евангельской истории). Каждый канон разделяется на песни (wdh), каждая песнь в свою очередь состоит из ирмоса и нескольких более кратких частей, называемых стихами (sticoV). Обыкновенное число песен в каноне - девять или восемь ("полный канон"); но есть каноны из четырех, трех и двух песен, называемые четверопеснцами, трипеснцами и двупеснцами. В полных К. каждая песнь имеет свой особый предмет, заимствуемый из песен, находящихся в Св. Писании, применительно к общей теме К. Каждому стиху К. предшествует соответственный главному предмету всего К. "припев", например в К, воскресном - "слава, Господи, святому воскресению твоему". Ради краткости поются из К. лишь ирмосы припевы же и стихи читаются. Единственный К., который поется весь - пасхальный, на утрене светлого Воскресения. - К. составляют самый обширный отдел христианской гимнологии; их писали лучшие гимнологи восточной церкви - Андрей Критский, Козьма Маюмский, Феодор Студит и др. Один св. Иоанн Дамаскин составил 64 К. Значительная часть их написана в греческом подлиннике хорошими метрическими стихами; некоторые, кроме того, имеют акростихи из начальных букв главных стихов К. Эта черта греческих К. удержалась отчасти и в К. русского происхождения: так, в К. св. Димитрию царевичу из начальных букв главных стихов образуется фраза: "хвалю славу царевича Димитрия". Все ныне употребляемые при богослужении К. имеются в хороших прозаических переводах протопресвитера М.И. Богословского и проф. Е.И. Ловягина. Единственный опыт перевода стихотворного, равного, по художественным красотам, достоинствам подлинника, встречается в поэме графа Алексея Толстого: "Иоанн Дамаскин". См. apxиeп. Филарет (черниговский), "Обзор песнопений и песнопевцев Восточной церкви" (1857). Н. Барсов.
 
Главная страница


Нет комментариев.



Оставить комментарий:
Ваше Имя:
Email:
Антибот: *  
Ваш комментарий: