Калым - слово это у всех русских инородцев монгольского и тюркского
происхождения означает плату за невесту, выкуп, платимый женихом. Корни
этого обычая кроются в особенностях древнего общественного быта, и факт
установки его в ту или иную эпоху может быть установлен для всех
народов, не исключая и славян. По мере того, как другие формы заключения
брака вытесняли у того или другого народа покупку невест, выкуп сводился
к одному лишь символическому обряду. Так в малорусской свадьбе
символический обряд выкупа невесты играет едва ли не первостепенную
роль. В вост. губ. сохранился и сам обычай уплаты К. под именем кладки,
запроса, настола, столовых денег, поневестных; но деньги эти обыкновенно
идут на приданное и на свадьбу. Первоначально К. обращался в
исключительную пользу родителей или родственников невесты, затем он стал
делиться между ними и самой невестой и, наконец, поступать в полную
собственность последней. У различных русских инородцев существуют все
эти три формы. Так, у бурят К. поступает всецело в пользу родителей
невесты. У башкир часть К. принадлежит невесте, которая может
вытребовать его судом, но обыкновенно принято его оставлять отцу. У
казанских татар К. всецело обращается на приданное невесте; тоже у
ахалцихских армян, у которых К. называется хаасен. Обычай продажи
невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту
называется у черкесов К., у осетин - ирад, у ингилойцев - мелче, у
аварских горцев - магори, у татар - кебин. Вопрос о размерах К. имеет
здесь большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие
вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при
господстве обычая кровавой мести, частью влечет за собой кровавые
столкновения между целыми родами. Поэтому общественные власти стремятся
установить минимальный размер К. Так, в 1866 г. собрались во
Владикавказе представители трёх сословий сев. Осетии и установили норму
К. в 200 р.; в 1879 г. депутаты ингушей общественным приговором
назначили максимальную норму К. в 105 р., а равно определили размеры
свадебных угощений и постановили подвергать штрафам тех родителей
невесты, принявших по уплате К., какие бы то ни было подарки. В Осетии
таугарцы платят родителям невесты только 100 р., а другие 100 р.
родители, согласно постановлению шариата, записывают в пользу невесты в
накях (брачный контракт), чтобы, в случае развода, она могла получить
эти деньги в свою полную собственность. Другие осетины-мусульмане
записывают в накях только 50 р., у осетин же христиан родители до сих
пор берут весь выкуп в свою пользу. У дагестанских горцев, лезгин,
салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др. К. или совершенно
пал, будучи заменён кебинхакком, т.е. брачным договором, в котором жених
обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дошёл до
минимальной цифры (20 фн. пшеницы, 1 р. денег и т.п.), при которой акт
платежа К. имеет уже скорее характер символического обряда. См. Малинин,
"О свадебных платежах у кавказских горцев" ("Этнографич. Обозр.", 1890
г., № 3) Кальдера (по исп. значит котел) - так часто называют
внутренность кратера.
|