Казуистика - возникшая в средние века богословская дисциплина, с
целью применять общие нравственно-богословские законы к конкретным
случаям и разрешать возникающие в таких случаях вопросы совести (casus
conscientiae). Напр., спекулятивная теология устанавливает, что должно
освящать воскресный день, воздерживаясь от обычных работ; К. указывает,
при каких обстоятельствах эти работы могут считаться дозволенными, а
равно и то, составляет ли то или другое нарушение правила о воскресном
отдыхе смертный или простительный грех. До XVI ст. К. излагалась
обыкновенно в форме практических указаний для духовников, переставших с
XII в. руководствоваться разными пенитенциалами, явившимися раньше этого
времени. Одним из обширнейших и наиболее распространенных казуистических
руководств для духовников была Summa испанского доминиканца Раймунда де
Пеннафорте. С XVI ст. в большей части казуистических сочинений
обнаруживается стремление поставить К. в более тесную связь с
теоретической теологией; решению отдельных казусов казуисты
предпосылагают краткое изложение общих принципов, причем, однако,
казуистический элемент остается главным. К. разрабатывали те монашеские
ордена, которым по преимуществу предоставлена была исповедная практика;
до XVI ст. - главным образом доминиканцы и францисканцы, а с XVI в. -
иезуиты. При многовековой казуистической обработке морали обнаружилось
крайнее разнообразие мнений по различным вопросам, вследствие чего
большое значение получила классификация этих мнений. Различались мнения
несомненные, правдоподобные, более правдоподобные и менее
правдоподобные, затем мнения более безопасные и менее безопасные. В
связи с этими различениями развились в К. следующие теории. 1)
Туциоризм: должно следовать более безопасному мнению (opinio tutior),
даже и тогда, когда менее безопасное мнение (opinio minus tuta) есть
правдоподобнейшее (probabilior). Другими словами, в случае сомнения
относительно нравственной дозволенности действия, должно воздержаться от
него. Эта теория, в смысле общего морального правила, отвергнута
большинством зап. теологов, как слишком ригористическая. 2)
Пробабилиоризм: более безопасному мнению можно следовать и тогда, когда
оно менее вероятно; менее безопасному мнению можно следовать только
тогда, когда оно более вероятно, чем противоположное. 3)
Эквипробабилизм: менее безопасному мнению можно следовать не только
тогда, когда оно более вероятно, но и тогда, когда оно одинаково
вероятно с мнением более безопасным. 4) Пробабилизм: менее безопасному
мнению можно следовать даже и тогда, когда оно менее вероятно.
Значительную роль в казуистической обработке морали играет различение
трудных и легких для исполнения законов, трудных и легких обязанностей,
больших и малых преступлений, смертных и простительных грехов. При
односторонне-формальном логическом направлении мышления, казуисты легко
впадают в искушение заняться возможно ловким сочетанием посылок для
получения из них неожиданно ловкого вывода и, подкрепляемые и
вдохновляемые логикой и приемами римского права, ударяются в бесплодные
тонкости. В XVI и XVII в. К. усердно разрабатывали и протестантские
богословы (Вильгельм Амезиус, Балдуин, Буддей), но они не так вдавались
в подробности, как католики, не делали такого механического различия
между смертными и простительными грехами, как католические казуисты,
пробабилизм допускали только отчасти, а так назыв. внешнее правдоподобие
(probabilitas extrinseca) и вовсе не допускали. Ср. Нirscher, "Ueber das
Verhaltniss des Evangeliums zu der theologischen Scholastik" (1823);
Dollinger und Reusch, "Geschichte der Moralstreitigkeiten in der rom.
kathol Kirche" (Нердл., 1889); Н.Суворов, "К. и пробабилизм" ("Юридич.
Вестн." 1889 №11).
А.Я.
|