Казуистика - теория искусства применять к отдельным случаям (казусам)
общие религиозные, нравственные или юридические принципы, бесспорные по
существу, но далеко не всегда поддающиеся непосредственному приложению к
отдельным жизненным явлениям. Большинство этих явлений сложно и
находится под воздействием целого ряда факторов, среди которых
религиозные, нравственные или юридические принципы стоять рядом с
другими - бытовыми, социальными и т.п. - или переплетаются между собою.
Чтобы дать оценку, с той или иной точки зрения, данному факту, часто
нужен бывает строгий анализ подробностей события, диалектическое
развитие самых принципов, примирение их между собою и т.д. Богословие,
этика и юриспруденция, как науки, в своих отдельных отраслях имеют
главной целью установление своих принципов, в связи с их следствиями,
обнимающими, по возможности, всю совокупность обусловливаемых ими
явлений. Это составляет обыкновенно задачу так называемой догмы этих
наук, подчиняющейся в своих заключениях определенным научным методам.
Средневековые богословы (моралисты) и юристы шли дальше простой догмы;
они желали обнять всю совокупность как действительно встречающихся в
жизни, так и возможных или прямо вымышленных случаев, подвести каждый из
них под определенный принцип и дать, таким образом, исповеднику или
судье руководство, из которого он мог бы почерпнуть готовый ответ на
каждый вопрос. Для этой цели создавались специальные труды (Summae
богословов, Casus глоссаторов и т.п.), где, в систематическом порядке,
располагалось бесчисленное количество казусов, так или иначе
разрешаемых. К., этим путем, выродилась в специальную quasiнаучную
дисциплину, имевшую долгое время огромный успех. Подбор многочисленных
казусов не только давал пищу схоластическому уму, устраненному от
обсуждения самых принципов, как данных свыше (священное писание и
римское право, как ratio scripta), но и позволял обходить эти принципы,
ради требований житейского расчета и выгод. Изворотливость ума,
направленная в эту сторону, составляет одну из характерных черт К.,
особенно ярко выраженную в сочинениях Иезуитов. Другая состоит в
чрезвычайной мелочности анализа бесконечных деталей каждого казуса,
результатом которой являлось обыкновенно или извращение, или полное
затемнение того принципа, пояснением которого должен был служить казус.
В связи с этим стоит крайняя односторонность мысли казуиста. Занятый
применением принципа к мельчайшим подробностям данного случая, он
постепенно и незаметно для самого себя выходил из области этого
принципа, но продолжал искать его применения, насилуя жизнь и ее
явления. В этой односторонности и заключается коренной недостаток К., не
понимавшей сложности жизненных явлений и не умевшей остановиться там,
где кончается область господства данной нормы и начинается свободная от
ее область. Сила К. состоит в обаянии диалектики, действительно
помогающей иногда отметить основные способы приложения и особенности
того или иного принципа. Поэтому, несмотря на полную потерю веры в К.,
как самостоятельную дисциплину, к ней продолжали и продолжают прибегать
и богословы, и моралисты, и юристы, когда желают развить последовательно
свои принципы. Под обаянием К. находился, например, еще Кант, которого
занимало иногда решение таких вопросов: "позволительно ли предупреждать
самоубийством несправедливое осуждение на смерть, даже когда его
дозволяет государь, приговоривший к смерти" (как Нерон - Сенеке)?
"Человек укушен бешеной собакой и уже находится в первых припадках
водобоязни; думая о том, что и он, в припадке бешенства, может укусить
других людей, он для предотвращения несчастья убивает себя. Совершает ли
он этим преступление"? "Так как цель сожития мужчины и женщины
заключается в продолжении рода, то дозволительно ли это сожитие, когда
цель явно не может быть достигнута, напр. во время беременности"?
"Человек, уважающий себя, может ли в разговорах с высшими лица не
пользоваться выражениями: "ваше преподобие", "ваше преосвященство",
"ваше величество"? "Поступивший таким образом человек будет ли иметь
право жаловаться в том случае, если потерпит притеснения от этих лиц?",
и т.д. К. продолжает давать пищу остроумию во множестве судебных и
парламентских дебатов, проповедей и т.д. Она снабжает сюжетами множество
романов и повестей. Особое значение она имеет в преподавании права, где
целый ряд догматических положений обыкновенно иллюстрируется
определенным подбором казусов, и где, таким образом, отвлеченная догма
сближается с жизнью. В современной немецкой юридической литературе вновь
замечается, поэтому, сильная наклонность к развитию К., в противовес
старой, до крайности абстрактной римской догме. Современная юрид. К.
легко обращается в простую схоластику, когда забывает истинные основы
юридического творчества.
В.Н.
|