Йокай (Мавр Jokay) - знаменитый венгерский романист, пятидесятилетний
литературный юбилей которого отпразднован в 1894 г. с особенною
торжественностью. Род. в 1825 г. в Коморне. На школьной скамье Й. близко
сошелся с известными впоследствии писателями и политическими деятелями
Петефи и Орлаем, игравшими значительную роль в его умственном развитии.
Поселясь в Пеште для изучения юриспруденции, Й. становится членом
политико-литературного клуба "Десяти". В 1844 г. он, вместе с Петефи,
редактирует литературное обозрение "Eletkepek". Политические их взгляды
были тогда еще почти одинаковы: они оба ожидали обновления Венгрии путем
революционного брожения. Но, испуганный стремительным ходом политических
событий, Й., в 1848 г., призывает народ к спокойствию, а во время
революции бежит из Пешта. Долго скрывался он в провинции и только по
восстановлении порядка вернулся в Пешт, представ добровольно пред
военный суд, который оставил его лишь в подозрении. Это заставило одно
время Й. писать под псевдонимом Саио. С ослаблением реакции Й. выступает
на политическое поприще в качестве депутата сейма. Страстный характер
некоторых из его публицистических статей стоил ему, в 1863 г., годичного
заключения в тюрьме. Позже Й. был приверженцем политической программы
Коломана Тиссы, нашедшего в нем защитника своих кальвинистических
принципов. Нет почти рода литературного творчества, в котором Й. бы не
испробовал своих сил; но далеко не все ему одинаково удается. Романы Й.,
затрагивающие национальные сюжеты (между ними особенно замечательны:
"Мадьярский Набоб", "Новый владелец", "Бог один" и т.д.), составляют
эпоху в развитии венгерского романа; но многие исторические произведения
Й., где романист пробует знакомить читателя с малознакомыми ему самому
событиями (напр. "Роман из Крымской войны", "Те, кто любит однажды") или
произведения во вкусе Жюля Верна или Э.Зола, как "Роман будущего века",
"Нигилизм в Венгрии", ничего не прибавили к литературной репутации
автора. Главные недостатки творчества Й., прозванного за плодовитость и
склонность к мало вероятным вымыслам "венгерским Дюма-отцом" -
отсутствие цельности и разнообразие настроений, как будто произведение
создавалось по кусочкам, в разное время: в ущерб целому, выделяются
частности, глубокие по замыслу, прекрасные по выполнению. Достоинства Й.
- тонкое понимание вкусов венгерского читателя, знание народной жизни и
прекрасный язык; он создал целую галерею интересных лиц, с ног до годовы
мадьяров, проникнутых идеей нравственного долга. "Народ любить Й., -
говорит один из его биографов, - потому что он знает, что Й. сочувствует
его бедности, его тяжелому труду". Холерная эпидемия 1831 г., наводнение
в Пеште в 1863 г., голодовки, столь частые в Венгрии, составляют
сущность многих рассказов Й. Ряд романов Й. ["Черные бриллианты" (отд.
1882 г.), "Золотой человек" (отд. СПб. 1882 г.), "Другое время - другие
нравы" (отд. СПб., 1886) и др.] был напечатан в "Библиотеке для Чтения"
1880-х годов, "Новый помещик" - в "Вестник Европы" (1880 г.). На русский
язык переведены также его романы: "Дважды умереть" и "Любовь до эшафота.
Исторический роман времен Ракоци" (СПб. 1884). Его жена, Роза
Лаборфальви (1820 - 1886) - известная венгерская трагическая актриса.
|