Исландские саги - стали записываться в мирные годы, последовавшие за
переменою веры (1002), когда дела героев прошлого еще хранились в
народной памяти. Предварительно они путем устной передачи успели
приобрести известную стереотипную форму, которая сделалась обязательною
и для позднейших авторов. В собирании саг можно различить несколько
периодов: с 1140 г. по 1220 г. они записывались отдельно, главным
образом для облегчения туземных рапсодов; затем они стали издаваться для
читающего общества, соединяться (1220 - 1260), переделываться и
расширяться в объеме (1260 - 1300) и наконец собираться в большие
рукописные сборники (XIV в.). К мифическим сагам принадлежит большое
количество тех, в которых сказания о богах являются переделанными в
рассказы о героях давней поры. Такова знаменитая "Вёльсунга" - сага,
представляющая много общего с мифом Нибелунгов; сага Рагнара Лодброка -
отражение в народной памяти великого переселения народов; саги о первых
конунгах Дании и Швеции, знаменитая "Fridhthiofs-Saga" и др.
Полуисторические саги напоминают романы, но рассказывают истинные
события, обыкновенно маловажные; особенно часто излагают они жизнь
известных скальдов-авантюристов (саги Гуннлауга, Эгиля, Кормака и др.)
Особенно много этих саг стало появляться с XII в., после изобретения
(вернее - усовершенствования) алфавита Т'ороддом и Ари Фрод'и. Благодаря
этому алфавиту, развилась и И. историческая сага - лучшее, что
представляет И. проза. Первый И. историк, по свидетельству Снорри
Стурлесона - один из изобретателей латинско-И. алфавита, свящ. Арихинн
Фрод'и Т'оргильссон (умер 1148), "Islendingabok" которого, в кратком
хронологическом очерке, знакомит с важнейшими эпохами в истории
Исландии. Он составил, кроме того, книгу скандинавских конунгов
("Konungabok") от Инглингов до Гаральда Сигурдссона. Второй И. историк -
Сэмундр хин Фрод'и Сигфуссон (умер 1133), много путешествовавший,
посетивший и Рим, и Францию; ему приписывается "Книга конунгов" от
Гаральда Прекрасноволосого до Магнуса Доброго. Менее схематического
содержания была "Hryggiar-Stykki" Эйрикра Оддсона (ок. 1150 г.), из
которой сохранились лишь отрывки. Так называемое легендарное житие Олафа
(Olafs saga bins helga) и Моркинскинна, рассказывающая о королях
Норвегии до Сигурда Муннра, относятся ко второй половине XII в. В это же
время два монаха Т'ингейрского м-ря, Оддр (умер 1200) и Гуннлауг (умер
1219), написали, на латинском языке, каждый по биографии короля Олафа
Триггвасона. В этом же монастыре был аббатом Карл Ионсон, написавший
(ок. 1184 г.) жизнеописание Сверри, со слов самого короля. К началу XIII
в. относятся "Фагрскинна" - рассказ о норвежских королях, "Оркейинга
сага", рассказывающая историю оркнейских ярдов до 1222 г., "Иомсвикинга
сага" - о морских разбойниках, Иомсборга на Балтийском море, и другие,
которыми воспользовался величайший из И. историков - Снорри Стурлусон,
сын Стурды Т'ордарсона (род. 1178 г., убит 1241 г.), автор
"Хеймскринглы", в которой изложена история норвежских королей, начиная с
отца богов Одина до Магнуса Эрлингссона. После Снорри племянники его
были носителями И. историографии. Первый из них, Олафр Т'ордарсон
Хвитаскальд, считается составителем саги о датских королях
("Knyttlinga-Saga"). Второй, Стурда Т'ордарсон хин Фрод'и (1214 - 1284),
по поручению короля Магнуса Лагабэтира, написал историю отца его, Гакона
Гадонарсона. О следующих королях норвежских уже нет саг, кроме двух
небольших отрывков из "Magnusar Saga Lagabaetis", составителем которой
также был Стурла. Стурле принадлежит и большая часть истории
могущественного рода Стурлунгов ("Sturlunga-Saga" или "Islendinga Saga
hin mikla"). С этой сагою родственна "Книга о поселениях" (Landnamabok),
где говорится об открытии о-ва, о первых поселениях на нем, даются
генеалогии и перечисляется до 4000 личных имен и более 1500 поселений.
Последний крупный историографический труд - сага об Олафе Тригвассоне
("Olafs-Saga Tryggvasonar", приблизительно 1330 г.) - переработка, с
массою дополнений, труда монаха Гуннлауга. Шведской историей исландцы
мало занимались; стоит лишь упомянут малоисторическую сагу об Ингваре
("Saga Ingvars hins Vidhforla"). После Стурлы Т'ордарсона встречаются
лишь переработки существующих уже саг. Падение историографии делается
особенно заметным в предпочтении романтических авантюр и
неправдоподобных легенд. Причиною этого упадка была не столько черная
смерть, опустошившая о-в в 1350 и 1401 гг., сколько потеря свободы и
пристрастие к произведениям средневековой романтики (рыцарские саги -
"Riddara Sogur", - переведенные в XIV в. по приказанию норвежских
королей), начавшим наводнять о-в с XIII в.
|