Интродукция (introduzione, preludio, introduction, Vorspiel) -
вступление перед музыкальным сочинением. И. не имеет определенной формы;
размеры ее весьма различны. Инструментальная И. в вокальных сочинениях
(ария, хор и пр.), а также в инструментальных, служит для приготовления
главной тональности пьесы. В операх И. бывает вокально-инструментальная
или исключительно инструментальная. В первом случае она связана со
сценическим действием и составляет первый номер акта, следуя за
увертюрой; во втором случае И. заменяет увертюру и по содержанию
находится в связи с сюжетом оперы. И. развилась из трубных фанфар
(intrade), возвещавших начало спектакля. Начало католической мессы
называется introitus.
Н.С. Интуиция (от лат. Intuere - глядеть) - непосредственное
усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно
доброго или прекрасного. Противополагается рефлексии. Отрицать И., как
факт, невозможно, но было бы неосновательно искать в ней высшую норму
философского познания, перед которою рефлектирующее мышление теряло бы
свои права. Такая точка зрения (интуитивизм) в сущности отнимает raison
d'etre у самой философии, задача которой - все данное во внешнем и
внутреннем восприятии проводить отчетливо через рефлексию разума,
отбрасывая случайные и исключительные свойства явлений и оставляя в
результате смысл всего, т.е. всеобщее и необходимое содержание целого
опыта. Интуитивность или интуитивное отношение к предметам занимает
преобладающее, хотя и не исключительное место в художественном
творчестве.
Вл.С.
|