Идеал - представление высшего совершенства в каком-нибудь отношении.
В этом широком смысле слово И. применяется одинаково и к отвлеченным и
конкретным предметам: И. добра, И. женской красоты, И. государства, И.
гражданина и т. д. В этом общем смысле И. обыкновенно противополагается
действительности, как чему то несовершенному. Такое противоположение
может приниматься в трояком смысле: 1) И., противоречащий
действительности, может тем самым признаваться за пустую фантазию; 2)
действительность, несоответствующая И., будет безусловно отвергаться как
бытие ложное и призрачное и 3) противоречие между этими двумя терминами
может пониматься как задача их примирения, т. е. преобразовании
действительности по И., или воплощения его в действительности. Первые
два взгляда имеют частную, относительную истинность, поскольку бывают И.
по существу своему фантастичные, а с другой стороны бывает
действительность также по существу негодная, неспособная к улучшению или
пересозданию. Но общая принципиальная истина принадлежит только третьему
взгляду: совокупность космического и исторического опыта указывает на И.
осуществимые и осуществляемые и на действительность преобразуемую,
усовершаемую; вся история мира и человечества есть лишь постепенное
воплощение И. и преобразование худшей действительности в лучшую, и когда
полагаются произвольные пределы этому процессу - это обыкновенно
означает лишь тайное предпочтение дурного хорошему в силу низших
интересов и страстей. Особое значение имеет понятие И. в области чистого
искусства, имеющего своею задачей воплощение идей в чувственных формах,
т. е. создание конкретных И.. В общее употребление слово И. стало
входить с конца прошлого и начала нынешнего столетия, главным образом,
благодаря Шиллеру.
Вл. С.
|