Знахари и знахарки ("знающие люди") - те волхвы или ведуны, которые
преимущественно занимаются лечением. Они одни, по народному преданию, не
знаются с нечистой силой, ходят в страхе Божием и прибегают к помощи
креста и молитвы. Иногда, впрочем, им приписывали способность "наводить"
болезни, "напускать". Те из З., которые лечили исключительно травами
(зельями), назывались зеленщиками. З. заклинатели, умеющие заговаривать
змей и злых животных и могущие сообщить спрашивающим их "некая
неизреченная", носили название обаянников. Затем З.лекаря
специализировались и по способам лечения и по болезням. Главнейшие из
способов лечения: 1) шептанье - самый распространенный способ; 2)
массаж, употребляемый б. ч. вместе с шептаньем, при заболеваниях брюшной
полости и при болях спины; 3) водолечение, употребляемое во всевозможных
случаях и видах (ванны паровые и теплые, иногда соленые, общие и
местные, холодные души, горячие и холодные компрессы и др.), особенно
часто против детских болезней, и 4) травки
- в чистом виде, в отваре или микстуре с другими предметами. З. более
других пользовались уважением народа и, при всеобщем гонении на волхвов,
поощрялись даже самими московскими царями, напр. к собиранию трав.
Вплоть до конца XVIII в. они были главными лекарями почти всех слоев
русского общества. Вера в них сохранилась во многих местах и поныне.
Число их значительно превышает число медиков. Многие из них кормятся
знахарством и передают свои знания по наследству из рода в род.
Существует предание, что З., не успевший передать своего искусства,
испытывает тяжкие предсмертный муки и нередко встает, после смерти, из
гроба. Некоторые лечат даром, "для Бога", "для спасения души". См.
Гринцевич, "Народная медицина" (в "Вестнике Евр. " 1892 г., № 8);
"Малорусские знахари и их способы лечения" (в "Правительственном
Вестнике", 1892 г., № 66); И. Иванов, "Знахарство, шептанье и заговоры"
(в "Киевской Стар. " 1885 г. № 12), и литературу под словами: Волхвы на
Руси (т. VII, стр. 110) и Заговор.
В. Рудаков.
|