Знамя (древнерусское - стяг, хоругвь, прапор) - кусок материи,
прикрепленный к древку, имеющему на верху какое-нибудь эмблематическое
изображение. З. были у всех народов с древнейших времен и ныне одинаково
имеются как у народов цивилизованных, так и у диких. Первоначально, надо
думать, З. в войсках имело целью служить указанием места сбора в бою; но
такое значение З. давно уже утратилось, осталось значение внутреннее,
как символа, выражающего идею единства, связывающего воинов в одно
целое. Отсюда развитие и сохранение до настоящего времени взгляда на З.,
как на святыню, под которою соединяются верные своему долгу воины, с
которою они идут в бой и за которую умирают. Отсюда же постепенная
замена одного общего войскового З. отдельными знаменами тактических
войсковых единиц. З. воинской части есть ее честь и слава. Потеря З.
есть потеря чести; приобретение З. неприятельского составляет для
победителя величайшую славу. Вместе с тем З. имело и имеет значение
условного знака - господства над страной, овладения крепостью или
штабом, ставки полководца и проч. У евреев времен Моисея каждое колено,
кроме левитова, имело свое особое З. У египтян вместо З. были насаженные
на пики разные аллегорические фигуры. У китайцев и индусов З. состояли
из трех основных частей современного З. - полотна, древка и наконечника.
У римлян сперва были пики, с насаженными на них изображениями зверей или
человеческой руки; затем явилось изображение орла, над которым иногда
прикреплялась поперечина, с куском драгоценной ткани. С принятием
христианства орел был заменен крестом и начальными буквами имени Иисуса
Христа. В средние века, у германцев, З. получили еще большее
распространение. В XII и XIII стол. стали различать З. имперское,
государственные, областные, отрядные, народные и проч. У восточных
народов, со времен Магомета, З. всегда особенно почитались. У аравитян
З. пророка было величайшей святыней и охранялось отборной дружиной. З. у
них имели изображение полумесяца на верхушке или на полотне. Этот
отличительный знак сохранился и до сих пор у всех мусульман. После
учреждения постоянных войск появились З. отдельных войсковых частей. В
самых старых строевых и иных войсковых уставах имеются подробные
указания о почестях, которые должны быть отдаваемы З., о приведении к
присяге под знаменами и др. С XVII и XVIII ст. на З. начинают появляться
разнообразные девизы. В Англии до сих пор каждый полк имеет на З. свой
девиз и свою эмблему.
В России до принятия христианства стягам воздавались божеские
почести. С принятием христианства, на стягах стали вышивать крест и
тексты из св. Писания, а затем на них появились образа Спасителя и
Святых. В позднейшее время начали различаться З. большого полка,
сторожевого, ертаульного. В коннице введены были З. меньшего размера -
прапоры. Петр Великий определил в каждой роте иметь по З. Состоявшее в
первой роте считалось полковым и было белого цвета; в прочих ротах З.
были разных цветов. Особенно возвысил значение З. имп. Павел I. До него
они полагались на определенные сроки. Павел I повелел, чтобы З. и
штандарты оставались в войсках бессрочно, и начал жаловать их
собственноручно или при особых грамотах. По действующему закону (ст. 123
- 147 Св. В. П., кн. VIII), З. считается знаком отличия. Каждый полк, а
равно каждый батальон, который в военное время образует из себя полк,
получают при сформировании одно знамя или (в кавалерии) один штандарт;
но имеющиеся у большинства полков прежде пожалованные З. по числу
батальонов сохраняются и в торжественных случаях выносятся в строй.
Прочим отдельным войсковым частям З. жалуются лишь за военное отличие,
или когда со времени сформирования их исполнится сто лет. Потерянные в
бою З. или штандарты не могут быть иначе возвращены, как особенным
отличием. В 1883 г. установлен, для жалования на будущее время, новый
образец З., но до сих пор таких З. пожаловано еще немного.
К.-К.
|