Западники, западничество - так назыв. вообще направление нашей
общественной мысли и литературы, признающее духовную солидарность России
и Западной Европы, как нераздельных частей одного
культурно-исторического целого, имеющего включить в себе все
человечество. Сложность состава и постепенность развития европейской
культуры, породившие на Западе множество разнообразных и
противоборствующих интересов, идей и стремлений, неизбежно отразились и
в русском сознании, при усвоении ими западной образованности. Помимо
различия национальных воздействий, в силу которых между нашими З.
явились англоманы, галломаны и т. д." скоро обнаружились более глубокие
различия принципов и направлений. Для начинателей русской культуры, как
Петр Великий и Ломоносов, всякие различия закрывались общею
противоположностью между западным образованием и домашнею дикостью,
между "наукою" и невежеством; но уже в царствование Екатерины II среди
приверженцев западного образования обозначилось резкое разделение двух
направлений: мистического и вольномыслящего - "мартинистов" и
"вольтерианцев". Лучшие представители обоих, как Новиков и Радищев,
сходились, однако, в любви к просвещению и интересе к общественному
благу. После Великих общеевропейских движений 1789 - 1815 гг. русские
умы начинают с более полным сознанием относиться к принципам западного
развития. В общем ходе этого развития последовательно выступали на
первый план, хотя и не упраздняли друг друга, три главные фазиса: 1)
теократический, представляемый преимущественно римским католичеством, 2)
гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически
как либерализм, и 3) натуралистический, выразившийся в позитивном
естественнонаучном направлении мысли с одной стороны, и в преобладании
социально-экономических интересов - с другой (этим трем фазисам более
или менее аналогично отношение между религией, философией и
положительной наукой, а также между церковью, государством в обществом).
Последовательность этих фазисов, имеющих несомненно общечеловеческое
значение, повторилась в миниатюре и при развили русской сознательной
мысли в настоящем столетии. Первый, католический момент отразился в
взглядах Чаадаева, второй, гуманитарный - у Белинского и так называемых
людей сороковых годов, третий, позитивно-социальный - у Чернышевского в
у людей шестидесятых годов. Этот умственный процесс совершился у нас так
быстро, что не только некоторые его участники были свидетелями всех трех
фазисов, но иные и сами сознательно переживали, в зрелом возрасте,
переход от одного к другому (напр. Герцен - от второго к третьему). В
настоящее время, когда последний из трех фазисов европейского развития
достаточно определился в своих положительных и отрицательных сторонах,
для всех проницательных и добросовестных умов как на Западе, так и у нас
стало ясно, что каждая из стадий этого процесса заключает в себе нечто
положительное и непреходящее, а напряженная вражда и исключительность
соответствующих начал имеет, напротив, лишь отрицательное и временное
значение. Едва ли кто решится ныне серьезно объявить, например,
религиозную или метафизическую потребность продуктом невежества,
навсегда упраздненным успехами науки. Если же все начала,
последовательно выступавшие на первый план в западном развитии,
одинаково имеют право на существование, то задача истинной культуры
заключается в установлении между ними правильного, на внутреннем их
смысле основанного соотношения и взаимодействия. Эта задача,
поставленная западным развитием, не имеет в себе, однако, ничего
исключительно западного. Вопросы об отношении веры и разума, авторитета
и свободы, о связи религии с философией и обеих с положительною наукой,
далее вопросы о границах между личным и собирательным началом, а также о
взаимоотношении разнородных собирательных целых между собою, вопросы об
отношении народа к человечеству, церкви к государству, государства к
экономическому обществу - все эти и другие подобные вопросы одинаково
значительны и настоятельны как для Запада, так и для Востока.
Удовлетворительного их решения еще не дано ни там, ни здесь, и
следовательно, работать над ними должны вместе и солидарно друг с другом
все деятельные силы человечества, без различия стран света; а затем уже
в результатах работы, в применении общечеловеческих принципов к частным
условиям местной среды, сами собою сказались бы все положительные
особенности племенных и народных характеров. Такая "западническая" точка
зрения не только не исключает национальную самобытность, но, напротив,
требует, чтобы эта самобытность как можно полнее проявлялась на деле. От
обязанности совместного культурного труда с прочими народами противники
"западничества" отделывались произвольным утверждением о "гниении
Запада" и бессодержательными прорицаниями об исключительно великих
судьбах России. Желать своему народу величия и истинного превосходства
(для блага всех) свойственно каждому человеку, и в этом отношении не
было различия между славянофилами и западниками. Последние стояли только
на том, что великие преимущества даром не даются, и что когда дело идет
не о внешнем только, но и о внутреннем, духовном и культурном
превосходстве, то оно может быть достигнуто только усиленною культурною
работой, при которой невозможно обойти общих, основных условий всякой
человеческой культуры, уже выработанных западным развитием. З. желали
действительно величия России) и их девизом в борьбе против
славянофильских притязаний могли служить следующие слова Бакона
Веруламского (в предисловии к "Instauratio magna"): "воображаемое
богатство есть главная причина бедности; довольство настоящим
препятствует заботиться о насущных потребностях будущего". После того,
как "воображаемое богатство", т. е. идеальные представления и
пророчества старого славянофильства, сами собою бесследно испарились,
уступив место безыдейному и низменному национализму, взаимное отношение
двух главных направлений нашей мысли значительно упростилось, вернувшись
(на другой ступени сознания и при иной обстановке) к тому же общему
противоположению, которым характеризовалась эпоха Петра Великого: к
борьбе между дикостью и образованием, между обскурантизмом и
просвещением.
Владимир Соловьев.
|