Дюма-сын (Alexandre Dumas fils) сын предыдущего, знаменитый франц.
драматург, член франц. акд. Род. в 1824 г. Мать его была простая
парижская работница, от которой Д. унаследовал любовь к аккуратному и
спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто цыганской
натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой Jenny,
Д. отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. 18-ти лет он
начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился
его первый стихотворный сборник: "Peches de jeunesse"; за ним последовал
ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние
отца ("Aventures de quatre femmes et d'un perroquet", "Le Docteur
Servans", "Cesarine", "Le Roman d'une femme", "Trois hommes forts"
etc.), а потом и более оригинальные романы и повести: "Diane de Lys",
"Un paquet de lettres", "La dame aux perles", "Un cas de rupture" и др.
Талант Д. сказался в полном объеме только тогда, когда он перешел к
психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы
общественной и семейной жизни и решал их по своему, со смелостью и
талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих
блестящих драм "a these" открыла "La Dame аuх Саmelias" (написанная
первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852
году, после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей
представлений пьесы, как слишком безнравственной. В "Даме с камелиями"
Д. выступил защитником "погибших, но милых созданий" и сделал из своей
героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины,
стоящей несравненно выше осуждающего ее света. Прототипом М. Готье
послужила актриса Marie Daplessis, первая исполнительница "Dame aux
Camelias" и других героинь Д. За первой драмой последовали: "Diane de
Lys" (1851), "Demi-Monde" (1855), "Question d'argent" (1857), "Fils
Natarel" (1858), "Pere Proaigue" (1859), "Ami des femmes" (1864), "Les
Idees de m-me Aubray" (1867), "Princesse Georges" (1871), "La femme de
Claude" (1873), "Monsieur Alphonse" (1873), "L'Etrangere" (1876). Во
многих из этих пьес Д. - не просто бытописатель и психолог, исследующий
явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист,
нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности.
Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает
вопросы о положении незаконнорожденных детей, о необходимости развода, о
свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных
общественных отношениях, и т.д. Своей блестящей защитой того или другого
принципа Д. несомненно придает большой интерес своим пьесам; но
предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредить
иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее,
серьезными художественными произведениями, благодаря неподдельной
искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным
фигурам - Маргариты Готье, Магсеline Delaunay и др. Издав собрание своих
драм (1868 - 1879), с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные
мысли, Д. продолжал писать для сцены. Из его новейших пьес наиболее
известны: "Princesse de Bagdad" (1881), "Denise" (1885), "Francillon"
(1887); кроме того, он написал "Comtesse Romani", в сотрудничестве с
Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin); "Les Danicheff"
- с П. Корвином (подписана P. Nevsky). Задетые им в драмах социальные
вопросы Д. разрабатывал также в романах ("Affaire Clemenceau") и
полемических брошюрах. Из последних особенно известны "L'homme-femmine",
"La Question du divorce"; "Recherche de la paternite" и др.
З. Венгерова.
|