Дрессировка или выездка лошади, берейторское искусство, - бывает
различна сообразно с назначением лошади: под верх, в упряжку, для бегов
или скачки. Последнее относится к тренированию; немного встречается
особенностей и при обучении лошадей к упряжке, наиболее же трудною
задачею представляется выездка верховой лошади. Курс выездки этой лошади
обыкновенно делят на три периода. Первый - работа верховой лошади под
развязкою: надев на нее рабочую уздечку и (на спину) толстый потник,
подтянутый обыкновенным троком, в кольца которого укрепляются поводья
уздечки, к подбороднику последней пристегивается корда и затем лошадь
выводится в манеж. Там, сперва "держа под уздцы", проводят ее несколько
раз по вольту круга и затем, постепенно освобождая, пускают рысью,
причем бич берейтора поднимается горизонтально и, по мере надобности,
им, слегка помахивают, подщелкивая языком. Когда лошадь пошла "по
вольту" правильною рысью
- "одним следом" (т. е. задние ноги ступают на след, сделанный
соответствующими передними) и "не треножит" (обе ноги захватывают, при
беге одинаковое пространство), то легким колебанием корды или голосом
(протяжным - "шагом") переводят ее, для отдыха, на шаг. Поощрительная
мера для животных - дача им хлеба и сахара. Затем начинается приучение
лошади к седлу вместо потника, что производится с должною осторожностью,
чтобы не напугать лошади; так, напр., при подтягивании седельных подпруг
дается лошади овес, и самое подтягивание производится не сразу, а
постепенно. Оседланную лошадь прогоняют на корде по кругу манежа, как и
неоседланную. Когда лошадь хорошо освоилась с седлом, то накладывается
на нее "развязной трок" - облегчают последовательное нажимание у ней
удил, до полной свободы, и затем снова подтягивают поводья, наблюдая
только, чтобы лошадь постоянно находила опору в удилах; упражнения в
аллюрах - рыси и шаге - продолжаются по-прежнему. После приучения лошади
к поводу, продолжающемуся несколько дней, подготовляют ее к пониманию
действия шенкеля всадника, что достигается при помощи трогания задних
боков хлыстом. Если лошадь двигается вяло, неохотно и останавливается,
то этому помогают бичом, при чем наблюдают также зад лошади, чтобы он
двигался равномерно с передом и не оттягивался ("плие"; другие названия
боковых движений лошади: "ранверс и пасад"). Второй период - работа
лошади на уздечке под всадником; вначале действуют только корда и бич,
всадник же сидит в седле, не беспокоя лошади шенкелями и заменяя собою
развязку; повод настолько натянут, чтобы голова лошади имела опору на
удилах. Во избежание порчи лошади, следует соблюдать большую
осторожность, когда садятся на нее в первый раз, и только тогда можно,
соображаясь со сложением и силой лошади, исподволь подбирать поводья,
поднимать и несколько сгибать шею в затылке и т. п., когда, лошадь
привыкла уже к всаднику. Употребление шенкеля, чтобы послать лошадь
вперед, делается постепенно усиливанием нажатия от колена и затем уже
икрою, удар же допускается им только для нечувствительных лошадей,
одновременно с употреблением хлыста. Точно также и "гнутье лошади" -
придаче ее туловищу требуемой формы, как гимнастика шеи и боков,
необходимы не только во время обучения, но и в течение всей ее службы.
По мере успеха, переходят к работе уздечки без корды, сперва только к
езде по прямому направлению шагом и собранной рысью; потом приучают к
разнообразию движений: полувольт, вольт, "брать углы" манежа
(полуодержки), а также к выстрелам, барабанному бою, преодолению
препятствий - барьеры хворостяные, дощатые и соломенные, стойка на месте
и езда по воле. Третий период - работа на мундштуке, производящем на
лошадь действие, существенно отличное от уздечных удил. Ср. Гр. Ге,
"Выездка верховой лошади" (1866); Смулович, "Правка, для выездок молодых
лошадей в упряжке" (1865); И. Равич, "Полный курс иппологии" (1866);
Новицкий, "Наставление для выездки ремонтной кавалерийской лошади"
(1870); Ф. Боние, "Методы берейторского искусства" (пер. А. Пруссакова,
1857, 2 изд. 1872) и Т. С. Жданов, "Краткое руководство для выездки
верховой лошади" (1891).
|