Доре (Луи Кристоф Поль Гюстав Dore) - знаменитый франц. рисовальщик
иллюстраций, живописец, скульптор и гравер (1833 - 1883). Художественное
дарование выказалось в нем чрезвычайно рано и развилось почти без помощи
какого бы то ни было учителя. Ему было всего лишь одиннадцать лет от
роду, когда появились первые его литографии, а едва достигнув
шестнадцатилетнего возраста, он уже вступил в сотрудники сатирической
газеты Филипона "Journal pourrire", в которой, с этого времени, в
течение многих лет помещались его рисунки, полные веселья и юмора. Эти
работы, вместе с массою рисунков, которые он приготовлял для
иллюстрированных изданий, положили начало его известности, возраставшей
и распространявшейся во всей Европе по мере того, как выходили в свет
более серьезные его труды - целые циклы композиций для политипажей к
классическим произведениям словесности. Первым подобным трудом были
иллюстрированные сочинения Рабле (1854). За ними следовали: "Contes
drolatiques" Бальзака (1861), "Сказки" Нерро (1861), "Дон-Кихот"
Сервантеса (1862), "Атала" Шатобриана (1862), "Божественная Комедия"
Данте (1861 - 68), "Библия" (1864), "Потерянный Рай" Мильтона (1865),
"Басни" Лафонтена (1867), "Неистовый Роланд" Apиосто (1879); "Опыты"
Монтеня, Стихотворения Теннисона и т. д. В ряду этих иллюстраций лучшими
должно признать относящиеся к Рабле, Сервантесу и Данте. Вообще, как
иллюстратор, Д. удивляет своею беспримерной плодовитостью и неистощимой
находчивостью фантазии; производя несчетное множество рисунков, он умел
сочинять самые разнообразные сцены, в большинство случаев проникнутые
живым драматизмом, обставлял их вполне подходящими к ним околичностями и
особенно мастерски придавал им живописность удачно выбранными мотивами
окружающего их пейзажа и освещения; но недостаточное знание рисунка и
излишняя погоня за эффектом нередко приводили его к утрировке
изображенного движения, к принужденности экспрессии, к отдаче
преимущества второстепенному в сюжете перед главным и к несогласию с
духом иллюстрируемого текста - к недостаткам, которыми в особенности
страдают многие из его рисунков к Библии. Д. старался составить себе имя
и в живописи; но, не пройдя в юности серьезной художественной школы, не
мог в этой области подняться выше посредственности. Картины Д., иногда
очень большого размера, не лишены достоинств в отношении замысла в
композиции, но страдают слабостью рисунка и неверностью
мало-гармоничного колорита. Некоторые из наиболее удачных его работ
суть: "Дочь Иефая", "Избиение младенцев", "Тела мучеников в цирке",
"Россини на смертном одре", "Данте и Виргилий на ледяном озере, в
котором мучатся изменники отечеству" (1861), "Вход Христа в Иерусалим"
(1876) и "Смерть Орфея" (1879). В последние годы своей жизни Д. пробовал
свои силы также в скульптуре и произвел по этой части несколько работ,
гораздо более удачных, чем его живопись, - группу "Парка и Амур" (1877),
огромную, вылепленную для отливки из бронзы вазу, окруженную
виноградными лозами и фигурами малюток-гениев и нимф (1878), статую
"Египтянка спасает свое дитя от ужаления змеи" (1879), "Мадонну" и
памятник Алекс. Дюма, поставленный на площади Мальзерба, в Париже
(последний труд. художника). Однако, при взгляде на эти произведения,
превосходные по сочинению, отмеченные печатью бесспорно высокого
дарования, но слабые в отношении деталей рисунка и лепки, невольно
сожалеешь о том, что художник дал им крупный размер, а не ограничился
для них величиною комнатных терракот и бронзовых статуэток. Ср. R.
Delorme, "G. D.". (П. 1879).
А. С-в.
|