Деистическое направление в Германии открывает собой Диппель,
отрицавший значение догматов и культа и видевший в самоотречении и любви
к ближнему весь смысл религии. Подобно Диппелю, Эдельман также боролся с
лютеранскою церковью. Центральною личностью немецкого Д. был Герман
Реймарус, познакомивший немцев с английскими деистами и защищавший права
разума против лютеранской ортодоксальности. Известность доставило ему
сочинение: "Трактат о важнейших истинах естественной религии". Лессинг,
по смерти Реймаруса, издал его "Вольфенбюттельские фрагменты
неизвестного" (1774 - 77). Карл-Фридрих Бардт старался подорвать веру в
божественное происхождение христианства и показать тщету откровения,
покоящегося на пророчествах и чудесах. Вольфовская философия более всего
отразилась на Моисее Мендельсоне, который вел полемику как против
атеизма, так равно и против христианства, защищая естественную религию,
сущность которой он полагал в трех основных законах Бога, промысла и
бессмертия. Штейнбарт видел цель христианства в счастье людей, которое
он определяет как внутреннее состояние постоянного довольства души.
Лессинг заканчивает собою первый период деистического движения и
выражает его наиболее полно и талантливо. Начиная с Канта, Д. постепенно
принимает совершенно иную окраску, и, наконец, пройдя школу Гегеля,
приводит к взглядам Лудвига Фейербаха и Давида Штрауса. О Д. см.
Lechler, "Geschichte d. englischen Deismus" (1841); J. Hunt, "Religious
Thought in England" (1870 - 1872); Leslie Stephen, "History of english
Thought in the XVIII century" (Лонд., 1881); Орбинский, "Английские
деисты XVII и XVIII ст." (Одесса, 1868, в "Записках Имп. новор. унив.",
III т., I вып.); Sayons, "Le deisme anglais" (1888).
Э. Радлов.
|