Даргомыжский (Александр Сергеевич) - выдающийся русский композитор,
род. 2 февраля 1813 г. в имении отца своего, Смоленской губ. До
пятилетнего возраста он был совершенно лишен дара слова. Шестилетнего Д.
начали учить игре на фортепиано. Первою его учительницею была Луиза
Вольгеборн, а впоследствии весьма хороший музыкант, Адриан Трофимович
Данилевский, который не поощрял ранние попытки Д. сочинять романсы и
маленькие фортепианные пьески. Последним его учителем игры на фортепиано
был Шоберлехнер, ученик известного Гуммеля. Игре на скрипке Д. учился у
Юшкова, а пению у Цейбиха. В начале 30-х годов Д. уже приобрел
известность, как автор многих романсов и сочинений для скрипки и
фортепиано. Около этого же времени он поступил в министерство двора, в
котором служил до 1835 г.; познакомился с Глинкой, Жуковским, Пушкиным,
и стал писать оперу "Лукреция Борджиа", но вскоре, по совету Жуковского,
принялся за другую, не окончив первой. "Эсмеральда" была окончена в 1839
г., но, несмотря на все старания автора, не была принята на сцену.
Огорченный этой неудачей, Д. отправился за границу, где сошелся с
Фетисом в Брюсселе и Галеви в Париже. Их советы и сочувственные отзывы о
его таланте в иностранной печати отразились благоприятно на его
музыкальной деятельности. По возвращении из-за границы, в 1845 г., Д.,
наконец, добился постановки "Эсмеральды". Она шла в первый раз, с
успехом в Москве, 5 декабря 1847 г., а впоследствии, в 1851 г., в СПб.,
где имела еще больший успех. Знаменитый итальянский певец Тамбурини
желал, чтобы "Эсмеральда" была поставлена на итальянской сцене, в его
бенефис: но ему было в том отказано. Опера-балет Д. : "Торжество Вакха"
не была принята на сцену, причем дирекция даже ничем не объяснила своего
отказа. Если бы не успех концерта Д., устроенного в 1853 г. кн. В. Ф.
Одоевским и А. Н. Карамзиным, то, быть может, такая же участь постигла
бы и "Русалку", которая была окончена в 1855 г. и в следующем году была
поставлена в театре-цирке, нынешнем Мариинском. "Русалка", за
исключением даровитого О. А. Петрова, исполнялась сначала
второстепенными артистами и не имела того успеха, которого вполне
заслуживала, несмотря на благоприятные о ней отзывы в печати А. Н.
Серова и других критиков. Только в 1866 г. она приобрела всеобщие
симпатии. Этот успех ободрил упавшего духом автора, и он принялся за
волшебно-комическую оперу "Рогдана", писать которую вскоре бросил, а
потом за "Каменного гостя", который вполне окончен им не был. Это
произведение оркестровано Римским-Корсаковым и дописано Кюи после смерти
автора. Из оркестровых произведений Д. главные: "Малороссийский
казачок", "Чухонская фантазия" и "Баба-яга". Кроме того, он написал
множество романсов (свыше 100), собрание хоров ("Петербургские
серенады") и др. Д. ум. 5-го янв. 1869 г. Влияние Глинки на творчество
Д. несомненно. Крупное дарование Д. получило бы гораздо большее
развитие, если бы он жил при других условиях. Главным тормозом в
деятельности Д. была дирекция имп. театров. "Эсмеральда", пишет Д. в
своей автобиографии, помещенной в газете "Музыка и Театр", издававшейся
А. Н. Серовым в 1867 г., - "пролежала у меня в портфеле целые восемь
лет. Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы
жизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность". В
1863 г. Д. пишет Кукольнику (письмо это помещено в газете "Музыкальный
Сезон" за 1870 г.): "Ты спрашиваешь, как идет моя музыка? Да как ей
идти, проход-то тесен. С одной стороны, гнусный произвол дирекции, с
другой - ярое невежество публики". Когда, наконец, "Русалка" стала
вызывать восторги публики, Д. было уже 53 года; утомленный прошлыми
невзгодами, он уже не мог воспрянуть. Наиболее крупным произведением Д.
следует считать его "Русалку", в которой автор выказал наибольшую
самобытность, наибольшую силу творчества. В ней есть драматические
моменты, полные правдивости и выражения. В особенности в речитативах
Наташи в первом действии, в дуэте князя и мельника в третьем действии Д.
является замечательным психологом-музыкантом. В массе номеров этой оперы
виден чисто русский композитор, глубоко проникнутый складом русской
музыки. В дуэтах, ариях, ансамблях Д. заметна слишком большая
разработка, вследствие чего они имеют более концертный характер и на
сцене кажутся замедляющими ход действия. На очертания характеров автором
обращено немалое внимание. Опере вредит то обстоятельство, что самое
сильное впечатление производит первое действие, а затем интерес
постепенно падает. В последней опере Д., "Каменном госте" - сплошь
речитативная музыка, в которой больше обдуманного, чем
прочувствованного. Первый большой труд Д.: "Эсмеральда", написан под
влиянием произведений французской комической оперы. В ней виден
многообещающий талант, еще не развернувший свои крылья. Д. немного
занимался теорией композиции; его можно скорее считать автодидактом. Все
его серьезные теоретические занятия, судя по словам самого Д.,
ограничились знакомством с теоретическими рукописями проф. Дена, которые
Д., получив от Глинки, переписал и "скоро усвоил себе мнимые премудрости
генерал-баса и контрапункта" (как выражается Д. в своей автобиографии).
Формой, а в особенности симфонической, Д. владел не особенно свободно. В
романсах Д. много вкуса, чувства и того психологического анализа,
который с таким блеском проявился в "Русалке". Выдающейся чертой таланта
Д., которую, к сожалению, он мало разрабатывал, была склонность к
комическому элементу. Он проглядывает в партии мельника в первом
действии "Русалки", в партии свата и в песенке Ольги в той же опере, в
романсе "Титулярный советник" и др. Но Д., как артисту и художнику, было
не до веселья, о котором он редко вспоминал в продолжение своей
творческой деятельности.
Н. Соловьев.
|