Гуно (Charles Gounod) - самый видный представитель современной
французской музыкальной школы, один из популярнейших композиторов нашего
времени. Род. в Париже в 1818 г.; начал свою композиторскую деятельность
в 1839 г., кантатою "Fernand". В его 14 операх, 19 духовных сочинениях,
в его симфонической и камерной музыке много вдохновенных страниц; но
среди массы его произведений следует отметить три, в которых дарование
его наиболее сконцентрировалось: оперы "Фауст" и "Ромео и Джульетта" и
духовная кантата "Gallia". Гласная сторона дарования Г. - лиризм,
самобытная мелодическая и гармоническая красота, задушевность. С внешней
стороны в своих сочинениях Г. является тоже большим мастером: стройный
формы, красивая) всегда звучная тщательная и своеобразная оркестровка.
Тщательность отделки особенно проявляется в "Фаусте". Музыка Г. в этой
опере непрерывно певуча и красива. Хотя в "Ромео и Джульетте"
встречаются прекрасные места, но в целом эта опера уступает "Фаусту",
вследствие некоторых номеров, не лишенных общих мест. Г. - певец любви:
как в "Фаусте", так и в "Ромео" он в любовном элементе доходит до
истинно художественной высоты. В местах сильно драматических он хотя и
выразителен, но не достигает захватывающей силы. В его мессах в других
духовных произведениях чувствуется большая искренность и возвышенность
стиля, особенно в кантате "Gallia", написанной под влиянием тяжелой для
Франции годины франко-прусской войны. Г. нигде не выступает ярым
новатором, но его музыка тем не менее дышит новизной, свежестью. Он
выражается своеобразно потому, что иначе не может выражаться, а не
потому, чтобы он непременно хотел оригинальничать. Хотя оперы "Сафо",
"La Nonne sanglante", "Le medecin inalgrе lui" (написанные в период 1851
- 1858 г.) особенного успеха не имели, во в каждой из них были признаки
дарования, от которого можно было ожидать многого в будущем. В 1859 г.
появление"Фауста" поставило Г. в ряд крупнейших современных
композиторов. Успех этой оперы с каждым годом так возрастал, что неудача
последующих опер ("Philimon et Bancis", "La reine de Saba", "Mireille")
не могла уже повредить репутации Г. В 1867 г. появление "Ромео и
Джульетты" опять дало Г. блестящий успех. Во время пребывания в Лондоне
(1870 - 71) Г. написал "Grallia", а затем были поставлены в Париже его
оперы: "Polyeucte" и "CinqMars", с посредственным успехом. Кроме
вышеупомянутых опер, Г. принадлежат "Georges Dandin". В СПб. из опер Г.
шли: "Доктор по неволе" (в Малом театре), "Фауст", "Филимон и Бавкида",
"Мирейль", "Ромео и Джульетта", "Сен-Марс" (на сцене Имп. оперы). Ср.
Jules Claretie, "Charles G." (Пар., 1875); Georgina Weldon,
"Autobiographie de Ch. G." (Л., 1875); Arthur Pougin, "Charles G." (П.,
1877).
Н. Соловьев.
|