Грильпарцер (Франц Grrillparzer, 1791 - 1872) - самый выдающийся
австр. драматург. Прослушав курс юридических наук, он в 1813 г. поступил
на государственную службу. Уже первая его трагедия "Die Ahnfrau" (ей
предшествовали юношеские опыты: "Blanka von Kastilien", "Die
Schreibfeder", "Wer ist schuldig", "Robert, Herzog von der Normandie" и
др.), несмотря на неудачный выбор сюжета и изобилие всевозможных
романтических ужасов, имела в 1817 г. необыкновенный успех и, обойдя в
короткое время почти все немецкие сцены, доставила автору громкую
известность. Основная мысль этой трагедии - роковая сила судьбы. Г. идет
здесь по следам Вернера, Мюльнера и др. представителей "трагики
фатализма". Он скоро освободился от этого влияния и в своих последующих
произведениях является последователем нем. классицизма, хотя и не вполне
чуждым романтизма. В 1818 г. появилась его "Sappho" - трагедия
психологическая; в ней с удивительной ясностью рисуется расцвет и
увядание любви и, как в гетевском "Тассо", изображается разлад между
жизнью и поэзией (перев. ее на рус. яз. в "Артисте", 1893). В "Сафо"
особенно сильно сказался недостаток почти всех драматических
произведений Г. - отсутствие цельности: характеры задуманы и отделаны
превосходно, но прекрасные сами по себе отдельные сцены слабо связаны в
одно целое. За ней последовала в 1821 г. трилогия "Das Goldene Vlies", в
которой простота греч. легенды о золотом руне много потеряла от примеси
романтической приподнятости; зато в ней больше драматизма, чем в "Сафо".
Особенно известна последняя трилогия Г., "Медея". Романтизма много и в
следующей патриотической трагедии Г.: "Konig Ottokars Gluck und Ende"
(1825). По преобладанию в ней эпического элемента, ее скорее можно
назвать драматической хроникой. Далее следовали трагедии "Ein trener
Diener seines Herm" (1828) и "Des Meeres und der Liebe Wellen" (1831) и
драматическая сказка "Der Traum ein Leben" (1834), напоминающая
Кальдерона. Из них всего замечательнее "Des Meerea und der Liebe
Wellen", где изображена трагическая любовь Геро и Леандра. Внутренняя
жизнь Г. слагалась безотрадно. С одной стороны, цензура не пропускала
многих его лучших лирических произведений, с другой - к нему враждебно
относилась воодушевленная боевыми идеалами "Молодая Германия". Когда в
1838 г. комедии Г. "Weh dem, der lugt" была встречена крайне
неприязненно публикой и прессой, он решил ничего больше не выпускать в
свет. Но он не отказался от творчества, и к этому времени относятся
несколько новелл, драмы "Libusa", "Die Judin von Toledo", "Ein
Bruderzwist im Hanse Habsburg", прелестная двухактная пьеса "Esther" и
многочисленные лирические стихотворения. Лишь с 1848 г., когда после
падения меттерниховского режима Г. почувствовал себя бодрее, начали
вновь появляться в свет отдельные его произведения. На голову уже
стареющегося поэта посыпалась тогда масса почестей: избрание членом
академии наук, назначение пожизненным членом палаты господ и т. д. Когда
в 1860-х г. Лаубе стал с большим успехом ставить его пьесы, популярность
Г. достигла небывалых размеров. Похороны его сопровождались таким
торжеством, какого не удостоился ни один немецкий поэт, кроме разве
Клопштока. Если прежде критика относилась к Г. незаслуженно холодно, то
затем в его восхвалении утратила всякую меру: его стали ставить рядом с
Шиллером и Гете. Полное собрание его соч. изданы Лаубе и Вейленем (1872;
4-е изд. Зауера 1887). Адольф Фоглер издал его "Ansichten iiber
Litteratur, Buhne und Leben" (1872, составлено по разговорам с Г. Ср.
Wurzbach, "Franz G." (2 изд., 1872); Adalb. Faulhammer, "F. G., eine
biographische Studie" (1884); H. Lanbe, "F. G s Lebensgeschichte"
(1884). Самая полная биография: Volkelt, "G., als Dichter des
Tragischen" (1888).
И. К.
|