Гор - древнеегипетское божество, сын Изиды, рожденный ею, по
большинству сказаний, без участия Озириса, после его смерти, и
усыновленный им. Представление об этом боге пережило три фазиса. Сначала
он - дитя, воспитанное Изидой и Нефтидой, в потаенном месте болоте Буто.
Затем он является "мстителем за отца", когда, не предупредив Изиду,
покинул свое убежище и начал жестокую и продолжительную борьбу с Сетом,
которого сделал бессильным, сам лишившись при этом глаза. Побежденному
Сету была оставлена жизнь и свобода; боги, примирившись, очистились и
уврачевались от повреждений. Себя признал Г. наследником Озириса, а Сету
тоже дал часть во владычестве . Теперь представление о Г. вступает в
третий фазис: ему принадлежит всемирная власть, он "Гор богов-, "великий
Гор" (Горур). Царствование его продолжалось 300 л.; ему наследовал Тот,
т. е. мудрость, затем Маат - справедливость, наконец "шесу Гор" -
служители Г., жрецы. Почитание Г. в различных местностях Египта
соответствовало тому, какой фазис его мифа выдвигался на первый план. В
Дендерах, Эдфу в др. он носил специальное название "соединителя обеих
земель" (сам-тауи); в Панополе и Конте его представляли в фаллическом
виде, отождествляя с Хемом. Здесь он являлся, между прочим, защитником
Египта от восточных варваров; вообще он был национальным
богом-покровителем, в противоположность Сету - покровителю пустыни и
азиатов. Особенная форма Гора - Гармахис . На счет значения мифа
существует несколько мнений. Большинство ученых (Бругш, Эд. Мейер,
Масперо, Ланцоне и др.) считают Г. богом солнца, возродившегося на
другой день после заката, и в борьбе с Сетом видят борьбу света с тьмой.
Видеманн различает двух одноименных богов: Гора, сына Озириса и Изиды, и
Гора, бога солнца, Гора-ура, который еще в доисторическое время был
отождествлен с первым. По мнению Strauss и Torney ("Entstehung and
Geschichte d. altaegypt. Gotterglaubens"), Г. олицетворял собой небесную
лазурь, свет, и культ его явился следующим образом: по смерти Озириса,
г. е. после победы противников его культа, приверженцы его продолжали
тайно служить ему; любовь к гонимому богу была Изидой, в которую он
заронил семя - надежду на лучшие времена. Дело шло о борьбе с богом, а
ее мог начать только другой бог, который должен был быть возродившимся
Озирисом, его сыном. Г. явился богом будущего, предметом надежд,
обетования; это был первый период представления о нем, чему
соответствуют и его имена: "дитя", "мальчик" и т. д. Учение о нем
держалось в тайне; отсюда сказание о его тайном воспитании, Окрепши, его
приверженцы, без ведома своих более осторожных вождей, вступили в борьбу
с поклонниками Сета и, победив их, не истребили, так как партия
противников была еще сильна и, главное, ей удалось завладеть "глазом
Гора", т. е. вождями его последователей. После победы произошло
примирение; побежденным поручено охранять северные границы; отсюда
представление о Сете, получившем в удел Нижний Египет. Сет остался
страшным богом силы, Г. - праведным и милостивым. Уже в титулах древних
царей оба бога стоят рядом, примиренными, и оба оказывают покойным царям
помощь в преисподней. Г. был третьей и конечной формой проявления
божественной силы; он истребил в мире все богопротивное и явился богом
по преимуществу духовным, чему соответствует и символ его - парящий
кобчик. Сказанем о Горе заключается цикл древнейших мифов. В позднейшие
времена иероглиф Г. - кобчик - употреблялся, как идеограмма слова "бог".
Г. изображался в виде кобчика или с головой кобчика или ястреба, с
различными коронами, со скипетром и знаком жизни в руках. Встречаются
изображения в форме сфинкса с головой кобчика; есть изображение о 7
головах различных животных (Неаполь, Museo Norion), а также масса
изображений различных эпизодов борьбы с Сетом. Греки сопоставляли Г. с
Аполлоном, видя в нем бога света; культ его перешел за пределы Египта,
но большого распространения не получил. Место Г. в Александрийской
триаде занял Гарпократ, культ которого проник в на запад, особенно в
Рим; в мистериях он являлся олицетворением воскресения. Б. Тураев.
|