Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Гонкуры (братья Goncourt: Эдмон род. в 1822 г. в Нанси; Жюль род. в 1830 г. в Париже, умер в 1870 г.) - известные французские писатели. Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем же занятиям, имевшие во всем и во всему одинаковые вкусы и наклонности, они представляют единственный в своем роде пример идеального литературного сотрудничества. В их произведениях исчезает индивидуальность каждого из авторов, но зато дружная работа двух крупных, одинаково настроенных, талантов придает всему, что ими написано, интенсивность замысла и яркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников. Природные артистические наклонности, побудили Г. заняться сначала живописью. В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще, но все-таки долголетние занятия технической стороной искусства и постоянное изучение его произведений наложили отпечаток на всю их дальнейшую деятельность. Обладая материальным достатком, Г. сделались страстными собирателями художественных произведений и редкостей, превратили свой дом в музей и внесли во французскую литературу то, что Бурже называет "le gout du bibelot". Живя постоянно среди художественных реликвий умерших эпох, Г. воспитали в себе особую остроту зрения, умение понять до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека или целого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. С этой подготовкой Г. дебютировали в литературе этюдами бытовой и художественной жизни XVIII в. Таковы их "Portraits intimes du XVIII s. " (1856 - 58), "Histoire de Marie Antoinette" (1858), "Les Mattresses de Louis XV" (1860), "La femme au XVIII s. " (1862), "L'art du XVIII s. " и др. В названных этюдах Г., прежде всего, тонкие знатоки искусства, не выводящие философских заключений из живописи Ватто и Буше, а обсуждающие их с технической точки зрения рисунка, красок, тона и т. Из массы накопленных ими мелких обособленных фактов они с изумительным искусством воссоздают живую картину жизни XVIIIст., с ее небрежной грацией и таящимся в глубине холодным скептицизмом. В этих исторических книгах Г. выражается уже вся сущность литературного дарования Г. : они - художники бытописатели, тонко схватывающие и артистически передающие внешнюю сторону жизни, привычки и вкусы людей, все капризные оттенки этих вкусов, но не вносящие ничего нового в объяснение движений человеческой души. От исторических сочинений, изобилующих живописными деталями и написанных нервным языком, переход к писанию романов совершился сам собой. Роман, по определению Эдм. Г., есть "история, как она могла бы быть". Произведения Г. - точное применение этого определения на практике. Они опять собирают горы "petits papiers", факты, рисующие душевную жизнь современного человека; ставят себе целью изображение истины во всей ее наготе, неприглядности и беспощадности; изучают жизнь, до своему собственному выражению, "sur ie vrai, le vif, ie saignant"; проводят недели и месяцы в госпиталях, рабочих домах, и создают, наконец, целый ряд романов, в которых воображение авторов играет наименьшую роль, а все дело - в точном анализе результатов наблюдения. Понимая роман как воспроизведение скорее нравов, чем страстей современного общества, Г. не делают героями своих романов людей исключительных, создающих себе условия жизни собственной энергией, а напротив, изображают чаще всего пассивные натуры, без резко выраженной индивидуальности - натуры, поддающиеся влияниям среды и не умеющие оказать им достаточного сопротивления. В этом отношении Г. пошли даже слишком далеко: сюжетом их романов являются чаще всего болезни воли, патологические состояния человеческой души. Самым характерным для таланта и манеры Г. романом является "Charles Demailly" (напечатанный впервые в 1861 г., под заглавием "Les hommes de lettres"), в котором авторы воплотили свою собственную психологию болезненно впечатлительных, пессимистически настроенных художников нашего времени. Их герой - жертва бескорыстной, возвышенной любви к пошлой актрисе, которая превращает его в игрушку своих бессмысленных капризов. В этом романе сказывается инстинктивный ужас Г. перед женщиной и ее властью, их взгляд на женитьбу, как на могилу артистической деятельности, их убеждение, что художник должен жить один, всецело отдавшись своим замыслам и артистическим ощущениям. Та же мысль лежит в основании другого романа Г., из жизни художников: "Manette Salomon" (1867). В этом романе Г. развивают любопытные и смелые артистические теории и рисуют, с свойственным им обилием характерных деталей, жизнь французских художников. Лучшими из романов Г. считаются два этюда женской психологии или, вернее, патологии: это "Germinie Lacerteux" (1865) - тип несчастной, истеричной женщины, с больной волей, страстным темпераментом и слабой головой, и "Renee Mauperin" (1864), где изображена молодая девушка, нервная, оригинальная, с несколько мальчишескими замашками, но вместе с тем артистическая и нежная, вносящая во все свои поступки непосредственность чистой души. "Soeur Philomene" (1861) и "Madame Gervaisais" (1869) заканчивают галерею созданных Гонкурами типов и портретов из современной жизни. Все эти типы имеют много общего между собой и представляют как бы членов одной и той же семьи, следующих непосредственному импульсу сердца или темперамента. Значение Г. в литературе заключается в том, что, проникнутые насквозь жизнью века, связанные всеми фибрами своего существа со своим временем и обществом, они внесли эту "modernite" в свои произведения, сделались историографами своего поколения и стали во главе целой школы романистов натуралистического направления (Золя, Мопассан, Гюисманс и др.), с характеризующим ее фатализмом и анализом мельчайших подробностей человеческого существования. Большую роль в созданной Г. новой формуле романа играет их язык, в который они внесли особую виртуозность и живописность. Постоянная погоня за точным определением ("ie mot qui peint") придает иногда вычурность и искусственность прозе Г.; но там, где они не впадают в крайность, артистическая отделка их языка создает поразительные эффекты. После смерти Жюля Г. (он ум. 40 лет от нервного переутомления),. старший брат продолжал писать романы, и издал "La fille Elisa", "Les freres Zemganno", "La fan stin", "Cherie", во многом схожие с общим типом гонкуровских романов, но во многом от него и отличающиеся. Вычурность языка и претенциозная оригинальность, граничащая с оригинальничанием, доходят здесь, местами, до крайних пределов, заставляя думать, что в стремлении братьев к новизне замысла и формы младший являлся элементом сдерживающим и умеряющим. Нет в романах Эдмона Гонкура и того глубокого чувства, которым проникнуты многие страницы в романах обоих братьев. В 1888 г. он начал печатать любопытные литературные мемуары; "Journ. des G.", где рассказывается жизнь братьев с 50-х до 70-х гг. Дневник этот - в высшей степени ценный вклад в историю интимной жизни второй полов. XIX в.; но бесцеремонность, с которой предается гласности содержание дружеских бесед, возбудило против Эдмона Г. общее негодование. Ср. этюды Бурже в "Essais de Psychologie contemporaine" и Леметра в "Contem porains"; Зола, "Парижские письма". З. В.
 
Главная страница


Нет комментариев.



Оставить комментарий:
Ваше Имя:
Email:
Антибот: *  
Ваш комментарий: