Гильдебрандт (Hildebrandt) - фамилия нескольких нем. художников, из
числа которых получили наибольшую известность: 1) Фердинанд Теодор Г.
(1804 - 74), старейший из живописцев Дюссельдорфской школы. Ученик
берлинской академии художеств и В. Шадова, он, вместе с последним,
переселился в 1826 г. в Дюссельдорф, откуда, вместе со своим учителем,
сделал в 1829 г. поездку в Бельгию и Голландию, а в 1830 г. в Италию.
Эти путешествием значительно способствовали развитию его таланта,
принявшего реалистическое направление с сильным оттенком романтизма.
Такое направление было им первым привито в среде дюссельдорфских
художников. В своих историческо-бытовых и просто жанровых картинах он
заботился более всего о колоритном эффекте и верной передаче природы.
Страдание мозга, обнаружившееся в нем с 1850 г., печально отозвалось на
его деятельности и вскоре прекратило ее совсем. Главные картины этого
художника: "Король Лир и Корделия" (1826), "Танкред крестит умирающую
Клоринду" (1828, гравирована Ольдерманом), "Воин и его дитя" (1832,
наход. в берлин. национальной галерее гравир. Манделем), "Дети Эдуарда"
(1835, лучшая из всех картин Г., гравиров. Кнолле) и "Вольсей в
монастыре" (1842). - 2) Эдуард Г. (1818 - 68), знаменитый ландшафтист,
учился у В. Краузе, в Берлине, в 1841 - 43 гг. занимался в мастерской
Изабе, в Париже; в 1843 - 45 гг. совершил свое первое заатлантическое
путешествие в Бразилию, жил потом в Берлине, в 1847 г. посетил он
Мадеру, Испанию и Португалию, в 1851 г. - Восток, в 1856 г. -
Скандннавию до Северного мыса и, наконец, предпринял в 1862 г.
кругосветное путешествие, побывал в Ост-Индии, Китае, на о-вах Тихого
океана, в Сев. Америке и через Англию возвратился, в 1864 г., в Берлин.
Плодом этих многочисленных странствий, сверх значительного числа его
картин, писанных масляными красками, была масса эскизов и этюдов,
исполненных преимущественно акварелью. Большинство их хранится теперь в
берлин. национальной галерее и было издано в превосходных
хромолитографиях, под заглавием: "Um die Welt" и "Hildebrandt's
Aquarelle" (1872). В первых своих произведениях Г. довольствовался
воспроизведением более или менее простых, обыденных явлений природы; но
впоследствии, особенно во время последнего путешествия своего вокруг
света, пристрастился к передаче живописных эффектов, ярко
характеризующих море, воздух, сушу и вообще климатические условия
различных, в особенности экзотических стран; под конец стал впадать в
странности и вычурности. Тем не менее, во всем, что ни вышло из под его
кисти, особенно в его акварелях, видна удивительная виртуозность
техники, как бы шутя разрешающая самые трудные задачи, из которых только
одна игра солнца на экваториальном море недостаточно покорялась его
мастерству. Картины Г. встречаются во многих общественных музеях и у
частных лиц не только в Германии, но в других странах Европы. В
кушелевской галерее при Имп. академии художеств, в СПб., находится очень
эффектный его пейзаж: "Зимнее утро на реке" (1857). А. С - в.
|