Гилозоизм (от ulh - материя и zwh - жизнь) - воззрение,
оживотворяющее материальную природу. Так как понятие о материальной
основе мира как о бездушном, лишь механически движимом веществе, есть
плод рассудочного анализа конкретных явлений, совершаемого лишь на
известной степени развития сознания, то первобытные воззрения народов, а
равно и умозрения древнейших мыслителей, носят характер
непосредственного или наивного Г., еще не различающего с ясностью и
определенностью механических определений бытия от органических и
психологических. Такое смешение мы находим в ионийской школе так
называемых физиологов или, по нынешнему, натурфилософов, которые прямо
приписывали основным стихиям материального мира (воде, воздуху, огню)
жизнь, душу и даже разум. Из последующих философов гилозоическим
характером отличается в особенности воззрение Эмпедокла, по которому
весь природный мир жил борьбою двух противоположных сил - любви и
вражды. Хотя атомизм Левкиппа и Демокрита пришел уже к современному
механическому понятию о веществе, однако в метафизических воззрениях
Платона и даже Аристотеля не исключен элемент Г. В схоластической
философии решительный удар этой точке зрения был в принципе нанесен
односторонне понятою идеей творения из ничего и всемогущества Божия,
вследствие которой устанавливалось чисто внешнее отношение между
духовным началом и вещественным миром, получавшим безусловно пассивный
характер. Впрочем, с полною последовательностью это воззрение не
проводилось. В эпоху Возрождения европейская мысль, воспроизводя, хотя и
с большею рассудочною сознательностью, древние воззрения, вернулась
между прочим и к Г. Так, Бернардин Телезий (итальянский философ XVI в.)
видел одушевляющие вещество начала в теплоте и холоде, которым
приписывал даже ощущение их деятельных и страдательных состояний.
Исключающее всякий Г. чисто-механическое воззрение на материальный мир
установлено Декартом. От Г. отличают сродное ему по содержанию, но
имеющее другие основания воззрение пампсихизма, которое в новой
философии ведет свое начало от Лейбница и принимается многими
современными философами и натуралистами. Вл. С.
|