Гайдуки (от венгерск. слова hajdu - погонщики). В Венгрии
первоначально назывались так пастухи, затем мадьяры, сербы и валахи,
которые бежали от притеснений турок в леса и оттуда вели партизанскую
войну, и, наконец, пешие легковооруженные воины. Г. составляли пехотную
милицию, которую мог нанимать всякий состоятельный владелец. В 1605 г.
Бочкай отвел им земли и даровал им значительные привилегии, которые в
1613 г. были подтверждены сеймом. До новейшего времени Г. пользовались
всеми дворянскими правами, кроме свободы от податей. Поселения Г. уже в
XVII ст. потерявшие свое военное значение, составляли автономный
Гайдуков округ, занимавший 966 кв. км. с населением в 62914 чел. (1869).
В 1876 г. он вошел в состав комитета Гайду. От Г. получила название
венгерская пехота, при Стефане Батории проникшая и в Польшу. В XVIII
стол. Г. стали называться в Венгрии судебные прислужники присутственных
мест и драбанты магнатов, а при немецких дворах - лакеи и т. п.
прислужники, которые выбирались из людей рослых; в России при Петре I Г.
назывались конные барские лакеи. У южных славян Г. назывались люди,
уходившие в горы и леса с целью мстить за притеснения турок. Сербск.
ajduk, болгарск. айдутин, турецк. арамия, греческ. клефт - разные
названия этого класса людей; аналогичное явление представляют
далматинские ускоки Г. - не простой разбойник; он - "мома" (молодец),
"юнак" (добрый молодец, богатырь), как наш запорожец был "лыцарь". Таким
выступает он в южно-славянском эпосе, в котором он следует
непосредственно за старыми героями, царями, князьями и банами; "юнацкие
песни" новейшего периода - по преимуществу гайдуцкие. У сербов и болгар
походы открывались с Юрьева дня (весеннего); по зимам Г. жили скрытно
дома или у своих друзей. В походе болгарские Г. носили одежду
обыкновенную и простую, cepбcкиe Г., напротив, одевались в платье,
расшитое разноцветными украшениями, на груди носили бляхи или крупные
серебряные монеты, а на голове - шелковые шапки, с большою, падавшею на
грудь кистью. Г. действует иногда один, но чаще набирает себе дружину
(чету) или пристает к готовой. Численность дружины не превышала 30
человек; в болгарских песнях число дружинников доводится до 300, но это,
вероятно, эпическая гипербола. В случае нужды, четы соединялись и
помогали друг другу. Каждая дружина имела свое знамя (байрак) и своего
предводителя - арамбашу. Добыча делилась поровну. Составляя чету,
дружинники приносили клятву в соблюдении справедливости, верности
данному слову и обету - мстить за неправду и кровь неповинных жертв
турецкого ига. В дружину принимался не всякий приходящий, а лишь
испытанный юнак. Песни изображают гайдуков людьми набожными,
благочестивыми. Гайдучество считалось своего рода подвижничеством, в
продолжение которого Г., как наши запорожцы, избегали женского общества.
Но девушки, в сопровождении своих родных, могли сами становиться Г. и
даже предводительствовать четами. В болгарских песнях воспеваются
"войвода Бояна", "мома Елена" и др. В конце прошлого столетия известна
была Сирма-войводка, предводившая отрядом Г., которые долго не знали,
что их начальник - женщина. Г. действовали на турок страхом мщения и
этим отчасти сдерживали их хищничество. Сознание своей независимости и
уверенность в народном сочувствии делали Г. настоящей судебной властью.
Гайдуцкий суд происходил на общем собрании дружинников. Гайдуки зорко
следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали злых
турок, смотрели и за своими соотечественниками, кнезами, кметами и
купцами - помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок. Не
всегда они сразу принимали крутые меры; иногда они отправляли
"гласоношу" или "книгоношу" (письмоносца), с предостережением об
исправлении несправедливости в назначенный ими срок. По отношению к
изменникам ("отпадникам", "отлюдам") Г. были беспощадны. Они всегда
оставляли неприкосновенным девичье приданое; ограбить девицу, по их
мнению, было то же, что ограбить церковь. Народ считал подвиги Г.
настоящими делами христианской добродетели; он верил, что "пока есть в
лесу Г., до тех пор будет и правда". Когда народное негодование на
притеснителей перешло, в Сербии, в восстание, Г. явились его
естественными предводителями: знаменитый Георгий Черный бывал Г., Милош
- также. Знаменитейший из болгарских Г. - известный писатель Георгий
Раковский. Пойманного Г. турки сажали на кол; обыкновенно ему
предлагалось для спасения жизни принять магометанство, но это
отвергалось им с презрением. Кроме сборников песен сербских и
болгарских, см. соч. бывшего болг. Г. Панайота Хитова: "Мое-то путувание
по Стара планина и животописание-то на некои Булгарски стари и нови
воеводи", изд. под ред. Л. Каравелова (Бухар. 1872; русск, перев. в
"Славянском Сборнике", т. II, Спб. 1877); А. Пыпин, "Герцеговинские Г.
сто лет тому назад" ("Вестн. Европы", 1877, № 6).
|