Вязь - т. н. соединение двух или нескольких письменных знаков,
соседних друг другу, в один составной знак; встречается очень часто в
некоторых системах письма, напр., в санскритском деванагари и в
позднейшей, или так называемой хорватской глаголице. Такая В.
различается от современных монограмм (вензелей) тем, что последние
заключают в себе сплетенные друг с другом две или несколько целых букв в
полном их очертании, между тем как в санскритской или глаголической вязи
все сходные черты букв сливаются в одну черту, из которой во все стороны
вырастают всякого рода разновидности, по которыми надо узнать, сколько и
какие именно буквы вошли в состав данного сложного знака.
Рисунок 1.
Случается и так (в деванагари, напр.), что характеристическая черта,
обозначающая известный знак, в вязи совсем не похожа на самостоятельный
знак, выражающий тот же звук; но таких случаев вообще мало. По своему
виду В. делится на три типа: простая, сложная и узорная. Простая В.
составляет древнейший тип, вероятно уже в Х в. проникший в Россию из
Византии. Встречается на многих древних памятниках. Первоначально она
служила для сокращения письма так, на кресте гробницы Ярослава (в
Софийском соборе, в Киеве) уже встречается вязь буквы н и и, в которых
при соединении средняя черта выпадает. Употребление oш, вместо отдельных
ш и т, мы встречаем в Остромировом Евангелии (1056 - 1057), в Изборнике
Святослава (1073) и других памятниках. На рисунке 1-ом представлен
образец такой вязи: "в лето 7079" (1571).
Сложная В. представляет развитие простой; русская письменность ХIV в.
отличается распространением вязи такого типа. На рисунке 2-ом изображена
одна из 4-х надписей на ставном подсвечнике, у раки св. митрополита Ионы
(в Успенском соборе, в Москве), писанная такой вязью: "повелением
веоикаго государя царя Михаила Феодоровича всея Руси Самодержца".
Рисунок 2.
Узорная В. явилась , вероятно, одновременно со сложной, от которой
отличается украшенными арабесками и узорными буквами, иногда
расположенными, в свою очередь, в виде фигуры или орнамента. Образец
такой вязи представляет рисунок 3й (заголовок одной грамоты XVIII века):
"Божиею милостию".
Рисунок 3.
В посольских бумагах вязь, наряду с так называемой литореею, стала
применяться в конце ХVI в. Так, гонец Андрей Иванов в 1590 г. писал из
Литвы к царю вязью (Карамзин, т. X, изд. 1824 г.).
Явившись для ускорения письма и выигрыша места, В. (особенно узорная)
впоследствии послужила к образованию особого условного письма, вензеля и
монограммы.
|