Время. - Как основное условие всякого конечного существования
(следовательно и нашего внутреннего и внешнего опыта и нашего
дискурcивного мышления), время не допускает ни эмпирического объяснения
происхождения, ни рационального определения его сущности. В первом
отношении можно принять как очевидную аксиому следующее утверждение
одного новейшего психолога: "несомненно, что форма времени существует с
самого начала сознания; поэтому психологическое исследование времени
имеет дело только с представлением времени и оценкой его". Что касается
до рациональных (рассудочных) определений В., то они сводятся к более
или менее замаскированным тавтологиям. Так например, когда говорят, что
время есть порядок явлений в их последовательности, то здесь разумеется,
конечно, не всякая последовательность (напр., логическая), а именно
только последовательность феноменальная во времени, и определение
оказывается явной тавтологией: время определяется временем. - Все
философские объяснения времени, не представляющие пустого тождесловия,
имеют метафизический характер и будут рассмотрены под именами философов.
Вл. Соловьев.
|