Восприятие (чувственное). Это слово (perceptio, Wahrnehmung)
употреблялось различными философами в разном смысле. Так, Лейбниц
понимал под В. смутное мышление, или мышление на низшей зачаточной
степени развития. Давид Юм употребляет слово В. (perception) как
равнозначущее с словом ощущение (sensation); по Канту В. предметов
обусловлено действием рассудка, связывающего определенным способом
разнообразный извне данный материал ощущений. Этот последний взгляд в
тех или других видоизменениях сделался господствующим в новейшей
психологии и гносеологии, которая под В. разумеет собственно узнавание
того, что дано в ощущении. В этом узнавании следует различать три
степени. Вопервых, при всяком данном ощущении вспоминаются прежние такие
же ощущения, и чрез это настоящее ощущение узнается или различается в
своем определенном чувственном качестве, так напр., в данном зрительном
ощущении я узнаю или различаю оранжевый цвет. Это есть акт
(сравнительно) простого В. Во-вторых, ощущая и узнавая при этом кроме
оранжевого цвета еще другие чувственные качества, напр. особый запах и
круглую фигуру, и вспоминая прежние случаи такой же связи и дополняя ее
представлением о других чувственных качествах, не воспринимаемых
действительно в данном случае, но воспринимавшихся прежде в постоянной
связи с данными, как то: шероховатость, известная структура, особый
вкус, - мы узнаем определенный предмет, именно апельсин. Но чтобы этому
акту сложного В. сообщить полноту объективной действительности,
необходимо ввести его в общий состав нашего опыта, что и делается,
в-третьих, когда мы вспоминаем в данном случае, что этот апельсин был
положен нами на стол вчера вечером при таких-то и таких-то
обстоятельствах. Только чрез этот акт заключительного В. данное
чувственное явление принимается нами как истинное (wird wahrgenommen,
т.е. als wahr genommen, откуда и Wahrnehmung), а без него не только
отдельное впечатление, напр. цвет, но и целый образ отдельного предмета
может оказаться лишь субъективной иллюзией или галлюцинацией. Из
сказанного ясно, что В. на всех трех степенях своих основано главным
образом на деятельности воспоминания. Те случаи, когда (как, напр., при
внезапном пробуждении или при возвращении зрения у слепого) субъект не
может сразу узнать окружающей его действительности, наглядно показывают,
что В. есть сложный и постепенный процесс, хотя обыкновенно мы не
сознаем раздельно его моментов.
Вл. Соловьев.
|