Вордсворт (Вилльям Wordsworth) - знаменитый английский поэт, родился
7 апреля 1770 года в Кокермуте, в графстве Кумберлэнд, в семье атторнея.
Потеряв в раннем возрасте родителей, он был воспитан дядей и получил
хорошее образование в Кэмбридже. Здесь он рано проявил любовь к
литературе, в особенности к произведениям своих великих предшественников
Чосера, Мильтона и Шекспира. В 1790 году В. вместе с одним товарищем,
пешком обошел Уэлльс и совершил продолжительное путешествие по Франции,
где проникся симпатиями к освободительным идеям великой революции.
Небольшое наследство, полученное В. по возвращении в Лондон, освободило
его от материальных забот и дало ему возможность всецело отдаться
литературной деятельности. Скоро В. оставляет шумный Лондон и вместе с
окружавшей его заботливым уходом, горячо преданной ему сестрой,
поселяется в графстве Дорсет, где весь погружается в созерцание красивой
природы и в свое поэтическое творчество. Здесь произошло знакомство В. с
Кольриджем (1795), имевшее громадное и решающее влияние на всю его
литературную карьеру. Тесная дружба сблизила двух далеко не во всем
сходившихся поэтов. Чтобы не расставаться друг с другом, В. переехал в
Альфоксден, где жил Кольридж. В 1795 г. появился сборник стихотворений
В. "Lyrical Ballads", в котором Кольридж поместил своего знаменитого
"Старого Моряка". В том же году они вместе совершили путешествие по
Германии, а по возвращении поселились у живописных Вестморлендских озер,
где В. женился на своей бывшей подруге Mapии Гетчисон. Восемь лет,
которые Б. прожил здесь, были самым производительным временем в ходе его
поэтического творчества: талант его достиг своего расцвета и В. написал
тогда большую часть своих лучших произведений. Собрания мелких
стихотворений("Роеms" 2 т.) он издал в 1807 году, большие поэмы
"Prelude" и "Excursion" изданы гораздо позже.
Обстоятельства жизни и природная склонность к спокойной
мечтательности определили характеры поэзии В. с первых ее опытов. Любовь
к природе и своеобразное настроение, вызванное ее созерцанием,
отражаются уже в его первых произведениях "Evening Wolk" и "Descriptive
sketchs" (1792). В цветущую пору его творчества мы застаем поэта в
независимом положении, мирно живущим в затишье семейного счастья, на
берегу живописных озер, окруженным избранным кругом друзей и
поклонников. Среди глубокого мира, который царит в нем и вокруг него,
углубленный в созерцание окружающего, поэт прислушивается к собственным
мыслям и замечает неуловимую для обыденного наблюдателя внутреннюю жизнь
природы. Одаренный тонкой и глубоко чувствующей духовной организацией,
он воспринимает с особою интенсивностью даже самые простые явления.
Распускание какого-нибудь цветка, по его словам, может привести его в
величайший восторг и растрогать до слез. В мельчайшем явлении поэт
чувствует дыхание великой матери-природы, полной величия, красоты, и
нравственного совершенства. Изобразить явление так, чтобы в этом
изображении отражались высшая красота и нравственное значение - такова
цель поэзии; растрогать и приподнять читателя над уровнем житейской
пошлости - такова ее задача. Средства для достижения этого идеала поэзии
- естественность и простота в замысле, форме и языке произведения,
верность природе, умение находить возвышенное в обыденном и даже пошлом,
и, наоборот, естественное и простое - в чудесном. Нет такого ничтожного
предмета, который не мог бы у истинного поэта сделаться достойным
сюжетом для поэзии, напр. история слепого мальчика, который вздумал в
грязном корыте покататься по реке, - сюжет столь же достойный и даже
более трогательный, чем поход Александра Македонского. Таковы принципы
новой поэзии, которые развивались В. в устных беседах с Кольриджем и
которые он защищал в предисловиях к своим произведениям от нападок
враждебной критики.
|