Вознесение Господне - один из так назыв. двунадесятых праздников,
совершающийся в 40-й день после Пасхи. После Своего воскресения из
мертвых, Христос пробыл на земле еще сорок дней. На сороковой день он
повел учеников своих из города по направлению к Вифании, на гору
Елеонскую. Когда они поднялись на гору, у учеников, еще мало разумевших
духовный характер учения Христова, мелькнула мысль, не вывел ли их
Христос на гору для того, чтобы объявить Свое Мессианское царство на
земле. Христос с грустью укорил их за это неразумение, делавшее из них
все еще более сынов "царства Израилева", чем "царства Христова", Затем,
объяснив им истинный смысл имевшего совершиться события и обещав послать
им Духа Святого, Христос преподал им последнее благословение, стал
отдаляться от них и возноситься на небо. Явившееся облако окончательно
закрыло от них Христа и они услышали голос небесных вестников,
возвещавший, что "сей Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же
образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Марк. XVI, 15 - 20; Лук.
XXIV, 4253; Деян. I, 412). В IV и V веках праздник Вознесение Господня
был уже всеобщим в Христианской церкви; о нем упоминают многие отцы
церкви, как Григорий Нисский (умер в 396), св. Иоанн Златоуст (умер в
404), св. Григорий Двоеслов (умер в 604) и другие. С течением времени
была составлена особая служба на этот праздник; она состоит, между
прочим, из канонов, принадлежащих знаменитому церковному песнопевцу св.
Иоанну Дамаскину. На Западе с праздником Вознесения связывались в
древности разные обычаи и обряды, в некоторых местах сохраняющиеся и
доселе. Так, для наглядного представления народу самого события
Вознесения Христа на небо в некоторых римско-католических церквах
совершается поднятие статуи Христа до самого потолка храма,
сопровождаемое разными церемониями и песнопениями. - Находясь в
зависимости от Пасхи, праздник В. не связан с определенным числом и
принадлежит. к праздникам так называемым подвижным или переходным.
|