обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее
гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий
инструментами.
Аккомпанемент бывает гармонический, состоящий из аккордов, и
контрапунктический, в котором несколько парий сохраняют полную
самостоятельность, наравне с сопровождаемой мелодией.
В современном музыкальном искусстве принято выписывать весь
аккомпанемент. В прежние же времена, в музыкальных сочинениях задача
сопровождения представляла большее затруднение для аккомпаниатора. Так
как большая часть сопровождающих голосов не выписывалась, а обозначалась
приблизительно только цифрами под басом, то аккомпаниатору
представлялась большая свобода в воспроизведении намеченного
композитором сопровождения.
Подобного рода сопровождение давало большую свободу изобретательности
аккомпаниатора, и имело существенное значение в музыке XVII и XVIlI
столетий, как аккомпанемент для клавесина и органа.
Бас с цифрами, обозначавший аккомпанемент, назывался цифрованным
басом или генерал-басом. По своей обработке, в особенности, замечателен
аккомпанемент Генделя. Вышеупомянутый генерал-бас первоначально
обозначал также учение о гармонии, находившейся в тесной связи с
аккомпанементом.
Самые лучшие учебники генерал-баса, в смысле искусства
аккомпанемента, составлены Гаспарини, Маттесоном, Гейнихеном и Ф.Е.
Бахом.
В настоящее время, при самостоятельном развитой науки о гармонии,
генерал-бас потерял свое прежнее значение; им пользуются только для
музыкальной скорописи. Генерал-бас играет роль музыкальной, стенографии.
Для инструментальной или вокальной мелодий аккомпанементы пишутся:
органные, фортепианные, квартетные, оркестровые; для вокальной мелодии
бывают и хоровые аккомпанементы.
|