Британский музей в Лондоне - замечательнейшее в свете собрание книг,
рукописей, монет, произведений древнего искусства и др. редкостей.
Возникновением и быстрым ростом своим обязан главным образом щедрости
частных лиц. Происхождение сокровищ его связано прежде всего с именем
Роберта Коттона, внук которого в 1700 г. подарил стране "на общее
пользование" библиотеку и коллекцию монет, медалей и других редкостей,
собранную его дедом; парламентским актом управление этими коллекциями
поручено было особым попечителям (trustees), причем с 1730 г. они
помещены были в Ashburnham-House (Westminster). Следующее имя, с которым
связана история Б. музея, - имя Ганса Слона: в 1702 году богатый
лондонский судохозяин Куртон завещал свои драгоценные коллекции
(минералогическую, ботаническую, картинную, гравюрную и скульптурную)
Слону, лейб-медику короля и второму (после Ньютона) президенту Royal
Society, который и сам был обладателем богатого музея. Последний,
соединив все эти коллекции со своим музеем, поместил их в принадлежащем
ему замке Чельси. В завещании своем (умер в 1753 г.) он укрепил за
своими согражданами право вечного пользования его замком и музеем, под
условием уплаты наследникам его 20000 ф. ст. Как раз в то же время
герцогиня Портлендская, последняя владетельница рукописей Роберта
Гарлея, предложила парламенту купить их за 10000 ф. ст. Парламент актом
1753 г. постановил приобрести музей Слона, рукописи Гарлея и, соединив
их с упомянутой уже библиотекой Коттона в одно целое, открыть к ним
доступ публике. Этим положено было основание Б. музею. За недостатком
средств оказалось необходимым прибегнуть к лотерее, которая и дала
100000 ф. ст. Помещение в замке Чельси оказалось недостаточным,
вследствие чего и приобретено было в Great-Russel-Streat громадное
здание Montagu-House, окруженное парком в 7 акров (покупка стоила 10000
ф. ст., переделка 12000 ф. ст.). В 1759 г. музей был открыт.
Парламентским актом 1853 г., положившим основание музею, управление им
поручалось 41 попечителю; 6 из них должны были быть представителями
семейств Коттона, Слона и Гарлея (family-trustees), 20 должны были быть
замещены известными должностными лицами (к ним принадлежали архиепископ
кентерберрийский, лорд-канцлер, спикер палаты общин и другие);эти 26
человек избирали затем 15 остальных членов из известных ученых и лиц,
содействие которых так или иначе могло быть полезным для музея. Директор
учреждения назначался правительством и назывался principal librarian,
так как библиотека (library) была важнейшею частью учреждения с самого
его основания; у него были три помощника (keepers): для печатных книг,
для рукописей и для естественно-исторических коллекций, к которым позже
присоединены были древности. По уставу 1759 г. музей должен был быть
открыт для публики ежедневно, за исключением субботы и воскресенья; но
публичным, в обширном смысле этого слова, он сделался только в начале
следующего столетия, так как до этого времени для получения входного
билета приходилось очень долго ждать очереди. Бюджет музея был в первое
время очень не велик; чиновники получали ничтожное содержание и
относились к делу очень небрежно; коллекции не умножались и находились в
беспорядке. Только в начале текущего столетия, по вступлении в должность
4-го директора музея, сэра Иосифа Планта (1799 - 1827), музей начал
быстро развиваться. 4 отделения его (печатные книги, рукописи,
древности, естественно-исторические коллекции) были приведены в порядок
и открыты 3 раза в неделю в течение 40 недель в году. Интерес публики к
учреждению быстро возрастал: так, в 1807 г. выставки музея осматривали
13000 чел., в 1827 г. - 80000; читателей было в 1800 г. - 200, в 1825 г.
- 22000. В 1812 г. парламент вотировал добавочный кредит по 1000 ф.
стерл. на 4 года для пополнения важнейших пробелов. Кредит этот сделался
вскоре постоянным и стал в то же время быстро увеличиваться. Еще при
жизни Планта решена была перестройка MontaguHouse, которая закончена
была только в 1852 г., и производилась по планам архитекторов, братьев
Роберта и Сиднея Смирке. В это то время воздвигнут был и знаменитый,
лучший в мире читальный зал Б. музея: круглая, с куполом, зала (43 метра
в диаметре и 32 метра вышиной), в которой легко могут работать 300 чел.;
места для читателей расходятся радиусами, в центре же устроено
возвышение для дежурных чиновников. Постройка зала стоила более 150000
ф. стерл. (подробности о нем см. в книге Собольщикова: "Обзор больших
библиотек Европы" (Спб., 1859 г.). Быстрым последующим развитием своим
музей обязан исключительно двум непосредственным преемникам Планта -
Henry Эллису (до 1856) и Антонио Паницци (до 1866 г.), в особенности же
последнему, который поставил себе целью жизни поставить Б. музей выше
парижской Национальной библиотеки (его доклады попечителям представляют
замечательные проекты систематизации покупок книг и ряд остроумных
соображений по вопросу о составлении каталогов печатных книг). Особенно
важны были для развития музея ревизии, которые парламент через
нескольких своих членов производил почти каждые десять лет. Результаты
парламентских ревизий (1835, 49, 50, 60, 75 и т.д.) изложены в громадных
томах, составляющих часть Parliamentary Papers; каждая из них влекла за
собой какую либо реформу в организации управления музея, или же
расширение его бюджета. В особенности замечательны в этом отношении
ревизии 1849 - 50 гг., после которых преобразован был совет попечителей.
Он должен был состоять отныне из 50-ти членов: 25 мест в совете
принадлежат по прежнему известным должностным высокопоставленным лицам,
9 - представителям семейств, оказавших особые услуги музею своими
пожертвованиями; остальные 15 членов избираются пожизненно, и 1
назначается правительством. Эти 50 членов собираются каждые две недели
во время парламентских сессий и один раз в месяц во время вакаций. С
1850 же года, на основании заключения ревизионной комиссии, эти 50
членов стали выбирать из своей среды постоянный комитет
(standing-committee), который, состоя из 18 членов, должен вести текущие
дела, директор музея исполняет обязанности секретаря комитета. Вторая
крупная реформа произошла в 1875, когда Б. музей разделен был на 12
следующих отделов, и каждый под управлением особого хранителя: 1)
печатные книги, 2) рукописи, 3) древности восточные, 4) древности
средневековые и этнография, 5) древности греческие и римские, 6) монеты
и медали, 7) карты и топографические рисунки, 8) эстампы, 9) ботаника,
10) зоология, 11) палеонтология, 12) минералогия. Этот чересчур
смешанный характер коллекции музея, который, как говорили, грозил
превратить его в базар, изменился коренным образом, когда в 1881 г. 4
последние отдела его перенесены были в знаменитый, воздвигнутый между
1873 - 80 г. Кенсингтонский естественно-исторический музей. В настоящее
время Б. музей имеет громадный штат служащих (число их превышает 300): в
каждом отделе, кроме главного хранителя (Keepers Departments) имеется
несколько помощников (assistant keepers) и прикомандированных
(assistants), которые опять таки подразделяются на старших и младших.
Бюджет музея в 1873 г. был определен в 100000 ф. стерл., потом он еще
увеличивался до 1883 г., но затем был уменьшен в видах экономии. Бюджет
этот распределяется следующим образом: на жалованье служащим 55000 ф.
стерл. (из них Principal Liorarian получает 1200ф.). Интерес публики к
учреждению продолжает быстро возрастать. Число читателей, которых в 1881
г. было 123000, в 1887 г. возросло до 180000, число ежедневно требуемых
книг равнялось в 1887 г. 1200. К занятиям в читальном зале и рукописном
отделении допускаются лишь лица, имеющие специальное разрешение
директора музея, для получения же такого разрешения необходима
рекомендация более или менее известного лица или ручательство
какогонибудь домовладельца; вторым принципом является запрещение
выдавать книги на дом. Число посетителей музея в год доходит до 800000.
Музей открыт по понедельникам, средам и пятницам с 10 ч утра до 4, 5 и 6
ч. вечера (смотря по времени года). Читальный зал открыт ежедневно
(кроме праздников) до 7 часов вечера. С 1881 г. в нем введено
электрическое освещение. Первую неделю месяцев февраля, мая и октября
музей закрыт совершенно.
Рассмотрим сначала библиотеку печатных книг и рукописное отделение, а
затем скажем несколько слов и о других коллекциях музея.
I. Библиотека Британского музея считается, после парижской
Национальной, самой богатой в мире, но по порядку и по совершенству
каталогов может быть поставлена на первое место. И тем, и другим она
обязана главным образом упомянутому уже Павицци, который первый обратил
внимание на то, чтобы соблюдалось давнишнее парламентское постановление,
предписывающее безвозмездную доставку библиотеке каждой книги, выходящей
в Великобритании.
В общем библиотека имеет в настоящее время почти 2000000 т., в числе
которых имеются лучшие, чем где бы то ни было в мире, коллекции; так,
литература СевероАмериканских Штатов представлена в библиотеке лучше,
чем в самом Нью-Йорке; замечательны коллекции книг на еврейском (12000
т.), китайском (27000 т. ) и различных восточных языках (13000);
довольно богато собрание сочинений, написанных на славянских наречиях
(10000). Едва ли не самое замечательное в библиотеке - это ее каталоги.
Каталог, расположенный по именам авторов и занимающий 2000 томов,
устроен так, что печатное заглавие вновь поступившей книги может быть
вставлено на подлежащее место. Затем, в 1882 г. преступлено было к
составлению алфавитного каталога заглавий; в каталог этот внесено было
уже около миллиона заглавий, когда составление его было приостановлено в
виду возбужденных сомнений в возможности довести это предприятие до
конца. Некоторые слова этого каталога напечатаны отдельными оттисками и
являются таким образом прекрасными специальными библиографиями. Кроме
того, отдельно напечатаны каталоги периодических (6 частей и указат.) и
академических изданий (5 ч. и указ.). Далее отметим: "List of books of
reference in the readingroom of the British-Museum" (1871), "List of
bibliographies, classified catalogues and indexesin the readingroom of
the British-Museum" (1881) - каталоги справочных книг и
библиографических изданий, которые, в количестве 20000 томов, находятся
в читальном зале библиотеки и предоставлены в распоряжение читателей. В
1867 г. вышел каталог еврейских книг, за ним последовали в 1876 г.
каталог книг на санскритском, в 1877 г. на китайском, и в 1886 - на
бенгальском языках.
II. Рукописное отделение составилось из целого ряда коллекций,
купленных у разных частных лиц или завещанных этими последними. При этом
некоторые коллекции сохранены в том виде, в котором они поступали в
библиотеку, остальные же рукописи (сюда вошли между прочим такие
коллекции, которые по незначительности своей не заслуживают быть
выделенными особо) соединены в одно целое. Все рукописи
каталогизированы, причем мы имеем каталоги двух родов: инвентарные
каталоги коллекций и других рукописей и специальные описи рукописей
известного рода, выделенных из коллекции рукописного отделения (о
каталогах этих см. статью Meyer'a в "Revue critique", 22 сент. 1884). Из
вошедших в состав рукописного отделения коллекции особенно замечательны:
1) Рукописи Слона, числом 4100. 2) Рукописи Коттона, числом 900,
относятся все к истории Англии и составляют во многих отношениях как бы
дополнение рукописей Record office. 3) Рукописи Гарлея, числом 7539; для
грамот и документов, находящихся в коллекции Гарлея (числом 14236),
имеется особый литографированный инвентарь. Для истории образования
библиотеки Harley'a важен, сохранившийся дневник его библиотекаря
Ванлея. 4) Библиотека древних королей английских (Old royal), подаренная
Георгом II, заключает. в себе замечательные собрания рукописей
архиепископа Кранмера, Генриха, принца Уэльского и др. К старому
каталогу ее имеется рукописное дополнение, составленное в 1832 г. 5)
Коллекция юридических рукописей (числом 499), купленная у юриста
Фрэнсиса Гаргрева, в 1813 году за 8000 ф. стерл.: 6) Так наз. Lansdowne
collection(1245 рук.), приобретенная в 1807 году, заключает в себе
бумаги лорда Burleigh, первого министра Елисаветы и многих друг.
государственных деятелей. 7) Библиотека Th. Burney'a (524 рукописи),
состоящая по большей части из рукописей классиков, была приобретена в
1818 г.; указатель к ней был написан вместе с указателем Arundel
collection (см. №10), 8) King's collection (не следует смешивать с
вышеупомянутой Oldroyal coll.), состоящая из 446 томов рукописей;
каталог ее, составленный в 1841 г., еще не напечатан: 9) Коллекция так
называемых "mss. Еggеrton", число которых в настоящее время превышает
3000. Начало этой коллекции положено было в 1825 году, когда лорд
Эджертон завещал Б. музею коллекцию из 607 разных рукописей и 906 грамот
и ежегодную ренту в 12000 франков для приобретения новых рукописей. 10)
Так называемая "Arundel collection" - часть коллекции, принадлежавших
Говарду, графу Арондельскому, который всю свою жизнь (1593 - 1646)
посвятил собиранию рукописей; к сожалению коллекции его по смерти
собирателя их рассеяны были по разным местам; часть рукописей разделена
была в 1681 г. между Royal Society и College of arms. И только в 1834 г.
первое из этих учреждений передало Британскому музею те 550 рук.,
которые достались на его долю. 11) Рукописи лорда Асбернгама, который в
1863 г. продал музею одну из четырех принадлежавших ему коллекций, а
именно - Stowe-collection, самого разнообразного содержания; они частью
уже описаны.
Что касается остальных, не вошедших в упомянутые коллекции рукописей,
грамот и документов (additional collection, additional charters), то им
ведется особый тщательный инвентарь: "Catalogues of additions to the
mss. in British Museum" (число внесенных сюда рукописей доходит до
35000; тут же описываются и те, которые приобретаются на средства,
завещанные лордом Эджертоном); кроме того, в читальной зале имеется
литографированный инвентарь грамотам и документам (additional charters)
в 10 томах, - число их также доходит до 35000. Рукописи, за исключением
особенно ценных и грамот, предоставляются в распоряжение занимающимся в
общем читальном заде. Для занятий же особенно ценными рукописями и
актами имеется специальный зал, где находится замечательный
систематический каталог рукописям. Он состоит из 110 томов, на листы
которых наклеиваются заглавия взятые из всех других, как печатных, так и
рукописных каталогов Британского музея; каждый том этого каталога
посвящен какому либо отдельному предмету, так напр. т. 15 посвящен
государственным бумагам, тома 109 и 110 - печатям (Index of seals).
Некоторые из томов этого каталога уже начали появляться в печать. Кроме
коллекций каталогов имеются еще следующие, которые обнимают однородные
рукописи во всех коллекциях рукописного отделения: каталог восточных
рукописей сирийских, эфиопских, персидских и испанских. Сюда же можно
отнести: "Index to the pedigrees (родословным) and arms (гербам)
contained., in the genealogical mss. in the Brit. Mus." И "Catalogue of
romances in the dep. of mss. inthe British Museum"; см. заметки Омона о
греческих рукописях Британского музея в "Bibl. de l'Ecole des Chartes"
(1884).
III. Музей. Переходя к музею, укажем прежде всего на коллекцию
египетских древностей, которая занимает большую галерею в 92 м. длины и
несколько небольших зал. Основанием ей послужила коллекция египетских
редкостей, собранная французским ученым Деви и попавшая в 1801, после
капитуляции Александрии, в руки англичан; она подарена была музею
Георгом Ш; кроме него, коллекцию эту обогатил своими приношениями герцог
Нортумберландсий. Общее число №№ ее превосходит 10000. Далее, следует
коллекция ассирийских древностей, без сомнения богатейшая в Европе. Она
составилась, главным образом, из статуй и барельефов, которые в 1847 -
56 гг. Лейард, Рассам и Лофтус добыли во время своих раскопок (из дворца
Сеннахериба и Ассурбанапала в Куюнджике и др.); новое обогащение ее
последовало после раскопок, произведенных ассирологом Смитом в 1873 -
1875 гг. Коллекция греческо-римских древностей занимает 12 зал. В нее
вошли так наз. "Phigalion marbles" (из храма Аполлона в Фигалии), "Elgin
marbles" (главн. образом из афинского Парфенона; эти шедевры греческого
искусства вывезены были из Греции английским послом в Константинополе
лордом Эльджином и проданы им в 1816 Музею), "Xanthian" или "Lycian
marbles" (произведения ликийской скульптуры, которые в 1845 г. подарил
музею Ч. Феллоуз), найденные Ч. Ньютоном на развалинах древнего мавзолея
в Галикарнассе: "Halicarnassian marbles"; далее, необходимо отметить
остатки знаменитого храма Дианы в Эфесе, которые в 1869 - 71 гг. нашел
один из чиновников музея Вуд, и коллекцию классических древностей времен
римских императоров, которая главным образом составилась из коллекции,
купленной в 1806 году у наследников знаменитого собирателя Тоунле. В
1864 году куплена была часть древностей, находившихся в палаццо Фарнезе
в Риме и принадлежавших бывшему королю неаполитанскому. В 1872 г.
куплена была так наз. "Castellani-Collection", коллекция античных
камней, благодаря которой этот отдел Британского музея считается
богатейшим в своем роде. Из других коллекций богатейшей в Европе
считается коллекция ваз; основанием ей послужила, купленная еще в 1782
году у английского посланника в Неаполе Вильяма Гамильтона коллекция
этрусских ваз, которая особенно увеличилась в 1856 г. приобретением
коллекций сэра В. Тэмпльса. В 1880 г. куплена была коллекция ваз,
найденных на острове Кипре. Один из богатейших в Европе, нумизматический
кабинет (число монет и медалей превышает 200000) Британского музея
особенно обогатился после того, как в 1825 г. один из наиболее
деятельных попечителей музея, Ричард Найт (Knight), подарил ему свою
драгоценную нумизматическую коллекцию. Особенно богаты коллекции
греческих, римских и в особенности английских монет. Отметим, наконец,
коллекцию гравюр, стекла, майолики и т.п. Коллекции средневековых
древностей не представляют ничего особенного, уступая далеко коллекции
Кенсингтонского музея; коллекция же английских древностей могла быть
прямо названа, бедной и только в последнее десятилетие на нее обратили
внимание. Ср. G. Perrot, "Le Musee Britanniqae" ("Revue des deux
Mondes", 1875 - 76); "Br. Museum acounts of the income and expenditure"
(печатаемые с 1813 г. ежегодно); Condan, "Memories of the British
Museum" (Лондон, 1871); Edwards, "Lives of the fonnders of the British
Museum" (Лонд., 1870).
А. Б - о.
|