Браманте (собственно Довато Лаццари) - известный итальянский
архитектор и превосходный художник живописец, род. 1444 г. в
Монте-Асдроальдо в герцогстве Урбино. Свою художественную деятельность
Б. начал в Милане, где жил в 1486 - 99 гг.; он был учеником фра
Карнавале. Б. следует признать одним из самых выдающихся художников
Ломбарды до появления школы Леонарда да Винчи. Но вскоре успехи Б. в
области архитектуры затмили его славу живописца. С 1476 г. он построил в
Милане хоры церкви С-та-Мария делла Грацие, церковь С-та-Мария прессо
Сан-Сатиро и др. здания; во всех этих постройках заметно возвращение к
античной архитектуре, но без рабского подражания ей; напротив, все
постройки Б. проникнуты живым, свободным духом художника, сумевшего
сочетать античные формы в архитектуре с замечательным изяществом. После
падения Людовика Сфорцы, Б. отправился в Рим, где ему оказывали
покровительство папы Адександр VI и Юлий II. В Рим Б. вращался в кружке
знаменитейших художников того времени, между прочим Микель Анджедо и
Рафаэля, из которых первый относился к нему враждебно, а второму Б.
оказывал особенное покровительство. Первым большим архитектурным
предприятием Б. было порученное ему папой Юлием II соединение
ватиканского дворца с садами Бельведера и образование из них одного
грандиозного целого; но сооружения, возведенные с этой целью Б.,
впоследствии подверглись многочисленным перестройкам. Вторым
предприятием Б. было сооружение храма св. Петра, основание которому было
положено в 1506 г. Этой грандиозной постройки Б. кончить не удалось; он
умер в 1614 г., когда только начаты были постройкой отдельные части
собора, а его преемники многократно отступали впоследствии от
первоначальной идеи, которая руководила Б. при составлении плана
величественного храма св. Петра. Из других построек Б. в Риме наиболее
замечательны: здание папской канцелярии и дворец Жиро (ныне Торлониа).
Б. был величайшим архитектором своего времени, в постройках которого
стиль Возрождения достиг высшей степени своего совершенства. Ср.
Пунджильоне, "Memorie intorno alla vita ed alle opere di В." (Рим,
1836); "I capi d'arte di В." (Милан, 1870).
|