Большое внимание обращал Б. на ритмическую сторону, всегда интересную
и оживленную, а главное на мелодию, которая у него имеет ясные очертания
и несомненную красоту. Разумеется, во многих случаях достоинство мелодии
может быть отнесено не к изобретательности композитора, а к его тонкому
вкусу, с которыми он выбирал для своей оперы народные мотивы, как на это
указывает его биограф В. В. Стасов. По своему музыкальному темпераменту,
Б. лирик и эпик: эти черты составляют главные элементы его оперной
музыки. В опере Б. не держался исключительного направления и, вопреки
современным взглядам в пользу речитативно-ариозного пения, выказал
большую склонность к формам округленным. Кроме лирического таланта, Б.
выказал несомненное дарование и в области комической; к сожалению, оно
проявилось в ограниченных размерах, в лице гудочников в опере "Князь
Игорь". Б. похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, рядом с
Мусоргским, и неподалеку от могил Серова, Даргомыжского и Лишина. Друзья
и почитатели Б. воздвигли на его могиле прекрасный памятник в
древнерусском стиле, с бронзовым бюстом композитора. Ср. В. В. Стасова:
"А. П. Бородин, его жизнь, переписка и музыкальные статьи, 1634 - 1887
г." (Спб., 1889 г., издание А. С. Суворина), заключает в себе, кроме
подробной биографии покойного и его обширной и полной интереса переписки
с друзьями (более 100 писем), также и литературные труды покойного:
"Лист у себя дома в Веймаре" (из личных воспоминаний автора, 1883) и
музыкальные заметки (фельетоны), писанные Б. в 1868 и 1869 гг.,
помещенные, в виде отдельных приложений, в конце книги. Сочин. Б. были
неоднократно исполняемы заграницей: во Франции, Бельгии, Германии,
Голландии и в Соединенных Штатах Сев. Америки.
Н. Соловьев.
|