Борис (в крещении Роман) Владимирович - любимый сын великого князя
Владимира Святославича, Равноапостольного. По начальной Киевской
летописи, он рожден от болгарыни и при втором разделе земель получил в
удел Ростов, которым до того владел Ярослав. Раньше, как видно из
прибавлений к некоторым спискам летописей, бывших в руках у В. Н.
Татищева, Б. был дан Муром. Второй раздел произошел около 994 - 6 гг. С
этого времени до 1015 г. в летописях о Б. нет никаких упоминаний. В 1015
г. заболел Владимир, и Б. был призван в Киев. Вскоре по его прибытии
стало известно о вторжении печенегов, и Владимир посылает его с дружиною
для отражения их. Борис нигде не встретил печенегов и возвращаясь
обратно остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти Владимира и о
занятии великокняжеского стола Святополком. Дружина предложила ему идти
на Киев и овладеть престолом. Но Борис не хотел нарушать святости
родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие
чего дружина Владимира покидает его и он остается с одними своими
отроками. Между тем Святополк, который извещая Б. о смерти отца,
предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, отправил Путшу и
вышегородских бояр для yбиения брата: симпатии к Борису народа и дружины
делали его опасным соперником Святополка. Путша с товарищами пришел на
Альту, к шатру Борисову, ночью на 24 июля; услыхав пение псалмов,
доносившееся из шатра, Путша решился обождать отправления Б. ко сну.
Едва только последний, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о
злодейском намерении брата, окончил молитву и лег на свой одр, как
ворвались убийцы и копьями пронзили Б. и его слугу, родом венгра, именем
Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Еще дышавшего
Б. убийцы завернули в шатерное полотно и повезли. Святополк, узнав что
он еще жив, послал двух варягов прикончить его, что те и сделали,
пронзив его мечем в сердце. Тело Б. тайно было привезено в Вышгород и
там погребено в церкви св. Василия. Так погиб Б., любимый сын Владимира
и известный своею любовью к церковному пению и молитве, жертвою уважения
к родовым понятиям, еще в цветущей юности (около 25 л.). Вскоре же пал
от рук убийц, подосланных тем же Святополком, и брат Бориса - Глеб. Его
тело также было погребено Ярославом (уже в 1019 г.) в церкви св.
Василия. Память обоих страдальцев осталась для России священною. Русские
люди и преимущественно княжеский род видели в них своих заступников и
молитвенников. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления,
происходивших у их гроба, о победах, одержанных их именем и помощью
(напр. о победе Рюрика Ростиславича над Кончаком, Александра Невского
над немцами), о паломничестве князей к их гробу (напр. Владимира
Владимировича, кн. галицкого, Святослава Всеволодовича - кн.
суздальского) и т.д. В 1071 году церковь включила их в число святых и с
того времени утвердился праздник Бориса и Глеба 2 мая, день перенесения
их мощей в новую церковь, выстроенную кн. Изяславом Ярославичем в
Вышгороде. В 1115 г. их мощи вновь торжественно перенесены русскими
князьями в построенную во имя Бориса и Глеба каменную церковь, в
Вышгороде. Впоследствии в честь них возникло много церквей и обителей в
разных городах России. До половины XVI ст. летописец приводит более 20
случаев построения церквей в честь их. Самый факт убиения служит для
древних летописцев любимою темою для отдельных сказаний, из которых
наидревнейшие и наиболее полные приписываются преп. Нестору и черноризцу
Иакову. "Сказание о св. Борисе и Глебе", по сильвестровскому списку
издано И. И. Срезненским, с предисловием издателя, в 1860 году. В
летописи под 1175 г. упоминается еще о мече Бориса, принадлежавшем в то
время Андрею Боголюбскому.
В. Р.
|