Болонская школа Карраччи. - Обыкновенно принято относить название
болонской школы всецело к академии, основанной в конце XVI столетия
братьями Каррачи. Это не совсем правильно. Уже в XIV в. Franco Bolognese
и Jacopo Avanzi, а в XV - Lorenzo Costa и Francia подарили миру
замечательные произведения, находящиеся в церквах Болоньи и ее
многочисленных дворцах. Не останавливаясь, однако, здесь на характерных
особенностях этих художников, о которых будет сказано в своем месте,
сделаем здесь исключительно обзор школы Каррачи.
Школа эта эклектическая: в конце XVI стол. все роды живописи достигли
в Италии наивысшего совершенства. Каррачи не искали новых путей; они
желала лишь путем глубокого изучения шедевров прежних мастеров усвоить
себе все их лучшие качества. На произведениях болонских художников не
лежал какой-либо особенный отпечаток. Но они успешно изучали и
прогрессировали в искусстве, в их работах сказывается известная манера и
последовательность. Образовавшаяся после Франчья школы Фонтаны и
Кальварта характеризуют собою период упадка в истории живописи; в школе
Каррачи наоборот начинается возрождение. Лодовико Каррачи получил свое
художественное образование путем долгого и терпеливого изучения старых
мастеров: в Венеции он изучал колорит в картинах Тициана и Тинторетто,
во Флоренции он проникся изяществом письма Андреа дель-Сарто. Копируя и
сличая копии с оригиналами, он пришел к мысли, что единственный путь к
возрождению искусства - это брать от каждого из старых мастеров лучшие
отличительные особенности его письма: "если бы возможно было сочетать в
одном произведении живописи чарующую прелесть Корреджио с энергией
Микель-Анджело, строгость линии в картинах Веронэзе с идеальной
нежностью Рафаэля, разве не значило бы этим приблизиться к
совершенству". Таково было основное положение новой школы.
Лодовико Карраччи, открывая школу, пригласил в сотоварищи двух своих
двоюродных братьев Аннибале и Агостино Карраччи. Он оставил за собою
высшее заведование школой. Аннибале преподавал искусство письма, которое
он знал в совершенстве. Агостино, получивший хорошее литературное и
научное образование, взял на себя более сложные занятия. Он преподавал
правила перспективы, строительное искусство, читал анатомию, прибегая
иногда для наглядного обучения к вскрытию трупов. Он беседовал с
учениками о мифологии, истории и религии, словом касался всего того, в
чем художник может черпать сюжеты для своего вдохновения. Ученики, в
доказательство правильно понятых уроков учителя, воспроизводили в
рисунках те факты из истории, о которых он им говорил; они часто
отправлялись за город писать с натуры пейзажи и памятники старины. Их
приучали к взаимной оценке друг друга, и те из них, которые не умели в
таких случаях объяснить и отстоять свою работу, должны были ее
уничтожить. Для распределения наград между лучшими учениками
устраивались конкурсы, на которые в качестве судей Карраччи приглашали
наиболее известных живописцев Италии и Болоньи. Так было поставлено
образование в школе Карраччи. Их школа называлась сначала академией
Desiderosi, чем означалось их стремление достичь совершенства старых
мастеров; впоследствии они получили название Incamminati, т.е. идущих по
пути к достижению этого совершенства. Несомненно, что болонский
эклектизм, сам по себе, не подарил миру ни одного настоящего гения. Но в
его питомцах никогда не исчезало то знание искусства старых мастеров,
которое они выносили из школы; нельзя не согласиться с тем, что
благодаря своей методе художественного образования, школа Каррачи в
совершенстве научила технике искусства. Тот, кто выходил из нее, умел
обращаться с карандашом и кистью, понимал значение тонов, знал законы
перспективы и умел ценить произведения искусства. "Вот почему", говорит
Lanzi, "болонская школа, позже других явившаяся на свет, может быть
поставлена первой в деле художественного образования, вот почему она,
изучив предварительно все другие, могла в свою очередь реформировать
их".
Сделаем теперь беглый обзор произведений братьев Карраччи и их
учеников. Лодовико Карраччи (1555 - 1619) известен картинами, которыми
он украсил паллацо Фавы, Маньяни, Грасси, Марескальки и множество
церквей. Его "Св. Франциск", "Преображенье Господне", его последующие
произведения: "Поход аргонавтов", "Путешествие Энея" и др. обличают в
художнике, если не истинный гений, то по крайней мере благородство стиля
и редкий навык в исполнении. Известные его произведения: "Св. Семейство
под пальмою", ошибочно считавшееся прежде работой Аннибале Карраччи,
"Св. Семейство со св. Варварой и св. Лаврентием", "Положение во гроб",
"Св. Севастиан", "Несение креста" находятся в настоящее время в
петербургском Эрмитаже. Что же касается находящейся там же картины,
изображающей св. мученика Севастьяна привязанным к дереву и пронзенным
стрелами палачей, то она, вероятно, представляет эскиз картины, которая
находится в палаццо Дориа в Риме.
Агостино Карраччи (1557 - 1602), двоюродный брат Лодовико Карраччи,
вначале своей деятельности был гравером; его гравюры, все больше
непристойного содержания, пользовались огромной популярностью. Как
живописец, он не шел дальние посредственности. Тем не менее его
"Исповедь св. Иеронима" и "Купанье Дианы", находящиеся в Болонье, "Св.
Дева, кормящая грудью младенца Иисуса" (в Парме) указывают на то, что
Аг. Карраччи присущи были тонкое и правильное понимание экспрессии; мы
уже знаем, что как учитель он оказал крупные услуги своим ученикам.
Аннибале Карраччи (1160 - 1609), брат и ученик предыдущего, считается
одним из очень выдающихся художников. Без сомнения, его первые
произведения не все одинакового достоинства, вследствие его заведомого
подражанья различным мастерам прежнего времени. Но в последующие годы
творчества он успел освободиться от такого рабского подражания; тут он
вполне самостоятелен и достигает верности и силы выражения в своих
картинах. Как и его знаменитый брат Аннибале Карраччи, оставил после
себя память в многочисленных произведениях искусства. Его живопись во
дворце Фарнэзе считается одной из капитальнейших его работ "Св.
Екатерина и св. Клара" (в Болонье), "Св. Дева в молчании" (в Неаполе)
дышат необыкновенной силой. Целый ряд картин Аннибале Карраччи находится
в петербургском Эрмитаже. Здесь имеются его: "Св. Семейство", "Отдых Св.
Семейства на пути в Египет" - копия с нее находится в Бернском музее и
выдается там за оригинал, "Христос почивший, оплакиваемый ангелами",
"Жены-мироносицы у гроба Спасителя", "Явление воскресшего Христа
Мироносицам", "Спящая молодая девушка" (Венера изображенная в
совершенной наготе, спит на ложе, под навесом малиновой драпировки),
"Мрачный пейзаж", портрет самого художника, "Св. Иоанн Креститель", "Св.
Семейство" (повторение этой картины, относимое лишь к школе Аннибале
Карраччи находится во Флоренции в музее Уффициев, "Св. Карл Борромей"
(знаменитый миланский архиепископ), "Снятый со креста Спаситель,
оплакиваемый св. Марией Магдалиною и ангелами".
Некоторые из учеников школы Incamminati превзошли своих учителей.
Наиболее замечательным из них был Гвидо Рени (1575 - 1642) - живописец и
гравер, ученик Дениса Кальварта и Лодовико Карраччи; картины его,
написанные на сюжеты, взятые из св. истории и мифологии, обличают в нем
больше совершенства техники, чем настоящий творческий гений. Гвидо Рени
был одним из самых известных художников своего времени, но к концу жизни
утратил в значительной степени свое обаянье. Пользуются известностью
его: "Самаритянка", "Распятый Христос", "Св. семейство", "Аврора и
Фортуна", находящиеся за границей, а у нас в Эрмитаже - "Давид с головою
Голиафа" (картина эта находилась некогда в галерее Цампьери, в Болонье,
и была куплена для Эрмитажа в 1839 г. Точно такая же картина Гвидо Рени
находится в Лувре; третий экземпляр ее - в галерее Спадо Колонна, в
Риме. Копия же, в уменьшенном виде - в Венской галерее); "Поклонение
Пастырей" (наход. некогда в галерее де-ла-Врильера; повторение этой
композиции - в церкви картезианского монастыря в Неаполе); "Поклонение
волхвов", "Св. семейство на пути в Египет" (картина эта, пользующаяся
особенным вниманием посетителей Эрмитажа, куплена была из галереи
нидерландского короля Вильгельма II в 1850 г.); "Св. Петр" - этюд с
головы ап. Петра для мастерской картины художника, находящейся в палаццо
Цампьери, в Болонье; в 1650 г. этюд принадлежал кардиналу Савелли в
Риме; другой подобный этюд имеется в венском Бельведере; "Отцы церкви,
рассуждающие о бессемянном зачатии" (картина эта находилась, во времена
Пассери, в одной из церквей Перуджии; затем она перешла в Рим, в галерею
маркиза дельиАнджели, продавшего ее лорду Вальполю, но она была
задержана папским правительством в Чивита-Векии, и только из уваженья к
покупщику папа Иннокентий XIII разрешил отправку ее в Англию); "Св.
Иероним"; "Юность Богоматери" (картина изображает Пресвятую Деву, в
возрасте лет 16 или 17, сидящую в кругу восьми молодых девушек, занятых
шитьем, на полу - несколько корзин с работою; слева - маленькая собачка,
болонка); "Спящий младенец Христос" (копия с оригинала, находящегося в
венском Бельведере, по мнению Вагена принадлежит кисти Карло Маратти;
подобные же копии, неправильно считаемые подлинными произведениями Гвидо
Рени, имеются в галерее Дориа, в Риме, и в коллекции гр. Шпека
Штернбурга, с Лучене; есть еще копия в венской академии художеств). Из
картин не религиозного содержания, принадлежащих кисти Г. Рени или его
учеников, следующие находятся в Эрмитаже: "Похищение Европы" - картина,
изображающая дочь Агенора, которая сидит на Юпитере, принявшем образ
быка, по мнению Вагена представляет только часть большой картины,
композицию которой Гвидо Рени повторял несколько раз; картины того же
сюжета находятся в Дульвиче, в палаццо дел-Консерватори, в Риме и в
музее гор. Тура, во Франции (очевидно представляющие собою копии);
"Клеопатра" - написана была художником, вдохновившимся, по мнению
Вагена, бюстом одной из дочерей Ниобеи; картина находилась некогда в
галерее Кувеа, португальского посланника при дворе французского короля
Людовика XV; во Флоренции, в галерее Питти имеется картина Гв. Рени того
же содержания, но она представляет, в отношении композиции, значительное
отличие от эрмитажной. "Беатриче Ченчи" (по всем вероятиям исполнена
одним из учеников Гв. Рени с знаменитого портрета его работы,
находящегося в палаццо Барберини, в Риме. Куплена была картина для
Эрмитажа в 1784 г., вместе с другими картинами, из собраний Бодуэна.
Картина эта, считавшаяся сначала произведением Тициана, а затем П.
Бордоне, художника Венецианской школы, по преданию написана была Гв.
Рени с наброска, сделанного им в то время, когда несчастную Беатриче
вели на казнь; по другому преданию, портрет этот написан художником в
тюрьме Беатриче, накануне ее казни; однако, эти рассказы не
подтверждаются никакими положительными историческими данными, и даже
подлежит сомнению: точно ли Беатриче изображена в портрете галереи
Барберини.
Другим представителем Болонской школы является Франческо Альбани
(1578 - 1660 г.), бывший сначала учеником Дениса Кальварта, а потом
академии Карраччи. В своих произведениях он изображал преимущественно
красоту, грацию и любовь. Его картины, написанные на сюжеты, взятые из
мифологии, как "Аполлон и Дафна", "Богиня Земли", и находящаяся в
Эрмитаже "Похищение Европы" (повторение этой картины с некоторыми
изменениями имеется в Петербурге же, в Лейхтенбергской галерее) и др.
пользуются большой популярностью, нежели его работы на религиозные темы.
Из этих последних в петербургском Эрмитаже находятся две его картины:
"Благовещенье", перешедшее сюда в 1779 г. из галереи Вальполя
(повторение этой картины, с значительной разницей в колерах, находится в
Парижской галерее) и "Крещенье Господне" (принадлежала знаменитому Дж.
Ло, и была куплена для Эрмитажа из галереи Вальполя). Живопись Альбани
отличается нежностью и красотой, но уже слишком приторной. В Альбани еще
ярче обнаружились недостатки его учителей.
Несомненно, к сонму великих итальянских мастеров, мог бы приобщиться
другой художник из школы Карраччи, если бы он не жил в эпоху упадка
искусства, когда вкусы в Италии, к концу XVII века, в значительной
степени были извращены. Мы говорим о Доменикино Цампьери, прозванном
Доменикино (1581 - 1441), сначала ученик Кальварта, затем академии
дельи-инкамминати, он одно время был в большой моде в Италии и, к
сожалению, старался подладиться под испорченные вкусы публики. Шедевром
его считается "Исповедь св. Иеронима", о которой Пуссэн говорил, что она
принадлежит к числу трех наилучших картин Рима. В ней много простоты,
величия, она вся проникнута чувством благоговения. Нигде в других
произведениях художник не выразил более сильно этого чувства. Его "Св.
Иероним в пустыне", "Св. Цецилия", "Торжество любви"; находящиеся в
Лувре, прекрасные фрески в церкви Сан-Луиджи де Франчези в Риме, в
аббатстве Гротта-Феррата в вилле Альдобрандини во Фраскатти, отличаются
свежестью, возвышенностью стиля и силою выраженья. Обращают на себя
внимание его картины, находящиеся в Эрмитаже: "Св. евангелист Иоанн",
причисляемый к замечательнейшим произведениям Доменикино. Картина эта в
течение долгого времени принадлежала д-ру Фроману в Штутгарте, а в
начале нынешнего столетия была куплена от него Д. А. Нарышкиным, от
которого приобретена была императором Николаем I для императрицы
Александры Федоровны. При жизни этой государыни она висела в ее кабинете
в Зимнем дворце; по ее кончине перешла в наследство к императрице Марии
Александровне, после которой, согласно ее духовному завещанию, сделалась
собственностью Эрмитажа в 1881 г. Точно такая же картина Доменикино,
бывшая прежде в галерее герцога Орлеанского, находится у графа Карлейля,
в замке Гоуард, в Йоркшайре, в Англии. Превосходная копия с эрмитажной
картины, сделанная Брюловым, имеется в музее Императорской академии
художеств в Спб.; "Взятиe Св. Mapии Магдалины на небо", "Ликование
израильтянок по переходе Моисея через Чермное море" - картина,
перешедшая в Эрмитаж из бывшей Голицынской галереи, где она значилась
произведением школы Доменикино. К произведениям школы Доменикино
относится находящаяся в Эрмитаже картина, "Персидская Сивилла", прежде
считавшаяся работой самого художника, между прочим потому, что в лице
Сивиллы узнавали портрет его дочери.
Различием в манерах письма, которых насчитывают целых три, отличался
один из последних представителей Болонской школы - Джованни-Франческо
Барбьери (1591 - 1666), прозванный Гверчино, т.е. косоглазый, сначала
ученик Барт. Бертоцци, Дж. Б. Кремонини и Паоло Дзаньони, впоследствии
подражатель Лодовико Карраччи и Микеланджело. Хорошим образцом первой
манеры художника служит его картина, находящаяся ныне в Эрмитаже; она
изображает "Св. Анну, обучающую Младенца Христа чтению". К первым же
работам Барбьери относится его " Взятие Богородицы на небо"
- картина эта, находящаяся также в Эрмитаже, в числе других была
исполнена художником, по возвращению в Рим, в 1623 г., для Александра
Танари, в семействе которого она хранилась до 1844 г., когда была
приобретена для Эрмитажа. В галерее Дориа, в Риме, имеется картина
Гверчино, изображающая св. Иоанна и представляющая почти точное
повторение фигуры этого апостола на эрмитажном "Взятии Богородицы на
небо", для которого она, быть может, служила эскизом, сделанным, в таком
случае, до 1623 г., во время первого пребывания художника в Риме. Другой
манерой письма отличается так же находящаяся в Эрмитаже картина
Гверчино, изображающая "Видение св. Клары" и находившаяся сначала в
галереях Тюньи, а потом герцога Талара. Старинная копия с нее,
выдаваемая за оригинал, находится в Венеции, в Пинакотеке Манфредини
(Seminare particolare). К произведениям второго рода причисляют еще одну
эрмитажную картину, принадлежащую кисти Гверчино и изображающую:
"Поклонение св. Лаврентия Богоматери и Младенцу Христу" - картина эта
находилась прежде в галерее Лебрена, в Париже, откуда была куплена для
Эрмитажа в 1810 г. Образцами третьей, последней манеры художника,
служит: во 1-х его превосходнейшее произведение "Мучение св. Екатерины",
написанное художником для его родины, Чентской общины, и находившееся
прежде в галерее нидерландского короля Вильгельма II, откуда она была
приобретена для Эрмитажа при распродаже галереи, в 1850 году, во 2-х
"Св. Иероним в пустыне", работа представляющая вероятно тот образ
святого, который был написан художником, по свидетельству Беллори ("Vita
di Fr. Barbieri") в 1641 г. для Ридольфо Струми, в Римини, и ныне
находящаяся в Эрмитаже. Небольшая копия с нее, также выдаваемая за
оригинальное произведете Гверчино, имеется в Венеции, в Пинакотеке
Манфредини. Картины Гверчино славятся своим ярким, выразительным
колоритом.
Последним из непосредственных учеников академии Карраччи является
Джованни Ланфранко, называвшийся также кавалером Джованни да-Стефано
(1580 - 1647), гравер и живописец, ученик Агостино и Аннибале Карраччи.
Образцами его произведений, отличающихся мужественной силою кисти,
служат две картины, находящиеся в Эрмитаже: 1) "Благовещение",
написанное для одной из мальтийских церквей и приобретенное для Эрмитажа
из коллекции Троншена около 1780 года и 2) "Предвечный отец" - картина
эта поступила в Эрмитаж в 1832 г. из коллекции кн. Евгения Сапеги, в
Гродно, и одно время ошибочно приписывалась кисти Гверчино. С Ланфранко
завершается блестящая эпоха Болонской школы, которая во 2-й половине
XVII столетия начинает приходить в безнадежный упадок.
Тщетно стараются в конце этого столетия Лоренцо Пазинелли и Карло
Чиньяни воскресить искусство болонских художников. Чиньяни (1628 - 1719)
ученик Дж. Б. Капри и Альбани, подражал Корреджио и Карраччи. Его
"Материнская любовь" находится в Эрмитаже. Чиньяни удалось добиться
того, что в Б. учреждена была на средства города академия художеств. Он
был назначен ее пожизненным директором. Чиньяни успел заручиться для
академии покровительством папы Климента XI, утвердившего ее уставы, и
согласившегося дать свое имя новому учреждению, которое с тех пор (1708)
получило название: "Климентинской академии". Но поздно было уже в эпоху
полного падения искусства вдохнуть в него новую жизнь. Италия
истощенная, словно почва, подвергшаяся усиленному возделыванию,
перестала производить великих живописцев, и болонская школа впала в тот
же напыщенный тон, в ту же изнеженную вычурность, которые характеризуют
собою все итальянские школы XVIII столетия.
Всего лучше определяет роль болонской школы итальянской живописи Ш.
Блан следующими немногими словами: "болонские художники, взятые вместе,
образуют некоторый род буржуазии в искусстве. В крови у них нет
благородства истых аристократов, нет с другой стороны крепкой и смелой
энергии простого парода. Их главное качество заключалось в отсутствии
слишком заметных недостатков. Подобно среднему классу общества, они
занимали середину в искусстве, при том на одинаковом расстоянии от
крайних точек и на этой средней высоте они поддерживали искусство, не
давая ему опуститься низко, но зато и не подымая его на более высокую
ступень". Литература: Malvasia, "Felsina pittriсе" (Болонья, 1678 г., 2
тома in 4); Filippo Baldinucci, "Notizie dei protessori del disegno de
Cimabue in qua" (Флоренция, 1681 - 1688); Luigi Lanzi, "Histoire de la
peinture italienne" (франц. перевод Париж, 1825 г., 5 т.); Ch. Blanc.,
"Histoire des peintres. Ecole Bolonaise" (Пар., 1874. in f.); G.
Lafenestre "La Peinture italienne" (Париж, 1870); P. Mantz, "Les
Chefs-d'oeuvre de la peinture italienne" (Париж, 1870, in fol.); W.
Lebke, "Geschichte der Italienischen Malerei" (Штутгардт, 1878 г., 2
т.).
|