Бодлэр (Шарль Baudelaire) - знаменитый французский поэт, род. в
Париже 9 апр. 1821 г., умер там же 31 авг. 1867 г. С детства страдал
припадками тяжелой меланхолии, учился плохо. С трудом выдержав экзамен
на бакалавра, он хотел посвятить себя литературе, но родители, чтобы
удержать его от этого, по их мнению, пагубного пути, убедили его
совершить путешествие в Индию. Чрез 10 месяцев Б. вернулся во Францию,
вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтая
воплотить их в художественные образы. Сделавшись совершеннолетним, Б.
получил 75000 фр. наследства от отца и начал вести самостоятельную жизнь
среди литературной и артистической богемы. В 1845 и 46 гг. Б., известный
до тех пор лишь в тесных кружках Латинского квартала, выступает в печати
блестящими статьями об искусстве в журнале "Salon". Мнения, высказанные
им здесь о современных художниках, подтвердились суждениями потомства, а
самые статьи его принадлежат к блестящим страницам когда либо написанным
об искусстве. В 1846 году Б. попадаются в руки рассказы Эдгара По. Они
увлекают его настолько, что он всецело посвящает себя изучению
американского писателя и переводу его причудливых произведений на
французский язык. Б. почувствовал в По родственную душу.
Во время революции 1848 г. Б. сражался на баррикадах и редактировал,
очень недолго впрочем, радикальную газету "Salut Public". Но
политические увлечения, основанные, главным образом, на широко понятом
гуманизме, очень скоро проходят у Б. и он впоследствии не раз
презрительно отзывался о революционерах, осуждая их как верный адепт
католичества. Поэтическая деятельность Б. достигает апогея в 50-х годах.
Один из его близких приятелей, Евгения Магасси, тонкий ценитель
литературы, взял на себя собрать отдельно печатавшиеся стихотворения
Бодлэра и издал их в 1857 г. Под заглавием:"Цветы зла" ("Fleurs du
mal"). В этой замечательной книге отразилась с демонической силой
исстрадавшаяся душа поэта, ненавидевшего прежде всего пошлость людей.
Яркими красками рисует Б. разврат цивилизации, останавливается на самых
болезненных явлениях современной жизни; на высоте, с которой он смотрит
на людей, нет различия добра и зла: "Я знаю", пишет он Готье, "что в
воздушных сферах истинной поэзии нет зла, равно как и добра, и что этот
пошлый словарь меланхолии и преступления может оправдать реакцию морали,
все равно как святотатствующий доказывает религию". В "Fleurs du mal" Б.
- певец растления человеческой души; мрачными красками изображает он
поэтому тоску, снедающую души, пресыщенные удовольствием и стремящиеся к
идеалу; любовь
- не здоровое чувство молодой души, а болезненное любопытство
пресыщенного воображения, искупление пороков отдельных людей и разврата
всего общества; он рисует победу пошлости, не знающей подвигов
самопожертвования, над душой, живущей созерцанием Божественного:
наконец, гордыни, восстающей против Бога.
Неудовлетворенная жажда идеала заставляет Бодлэра искать
искусственных наслаждений, забвения в неестественных ощущениях. Отсюда в
его "Цветах зла" культ черной Венеры, восторги пред безобразием и затем
поэзия вина и гашиша. "Цветы Зла" встречены были взрывом негодования;
поэта обвиняли самого в разврате, который он описывал, не понимая, что
за страстным презрением, с которым Б. рисует падение человека, таится
глубокая любовь к идеалу добра и истины, и что в гордом певце "Дон Жуана
в аду" скрывается нежная меланхолическая душа, способная понимать и
глубоко чувствовать малейшие оттенки чувств. Книга была признана
безнравственной на суде и ряд стихотворений исключен из ее. Лучшие умы
Франции протестовали против такого близорукого решения и сохранились
письма Бальзака, Флобера, Ж. Занд и В. Гюго, высказывающих Б. свое
сочувствие и приветствующих в лице его одного из величайших поэтов
Франции. Лучшими пьесами сборника можно считать: "Альбатрос", "Человек и
море", "Поэт", "Маленькие старушки" и др. Названные стихотворения вместе
с несколькими другими переведены П. Ф. Рамшевым в "Северн. Вестнике" за
декабрь 1890 г. и январь 1891 г. Особенности Бодлэра, выразившиеся так
ярко в "Fleurs du Mal", отражаются и в его прозаических произведениях,
собранных в сборники под названием: "Petits роеmеs en Prose" и "Paradis
artificiels". В "Petits poemes" сказывается та же болезненная,
истеричная натура поэта, который бежит от толпы, борется с неумолимым
врагом - тоской (l'Ennui) и проповедует опьянение, как средство борьбы
против ига времени. "Enivrez vous", говорит он в одной из лучших пьес
сборника, "pour n'etre pas les esclaves martyrises du temps. De vin, de
poesie ou de vertu, a votre guise". Из других пьес особенно хороши и
характеристичны для настроения автора: "Bien faits de la lune",
"L'etranger", "A une heure du matin" и др. В "Paradis Artificiels"
описывается до малейших подробностей действие гашиша. Б. принадлежал к
клубу гашишеров, мастерски описанному Готье в статье о Бодлэре, и сам на
себе испытал действие яда, о котором писал. Злоупотребление гашишем и
пошатнуло его нервы и довело Б. до роковой болезни, от которой он
преждевременно умер. Б. объясняет стремление людей к опьянению "жаждой
бесконечного" (le gout de l'infini), а в самом опьянении видит не
извращенную, а лишь сведенную к своей квинтэссенции душу, но
предостерегает от гашиша, полагая что в душе человека есть достаточно
естественных средств возвыситься над пошлостью, чтобы не прибегать к
яду, разрушающему организм. Последние дни свои Бодлэр провел в Бельгии,
где началась у него нервная болезнь, перешедшая в острый психоз, от
которого он и умер в Париже, в доме умалишенных.
Б. оставил по себе глубокий след в современной литературе.
Оригинальность его таланта, стоившая ему многих страданий, увеличивается
истеричностью, которую он по своим же словам "развивал в себе с
восторгом и ужасом". Эксцентричность оттолкнула от него толпу, но
болезненное напряжение духовных сил вдвойне послужило поэту, который, по
словам В. Гюго, завещал искусству новое "трепетание" ("il a dote l'art
d'un frisson nouveau"). Значительную роль в поэтической личности Б.
играет его дэндизм, заимствованный у героев английских романов -
Ловеласа и других. Б. нравится в дэндизме подчинение природы
искусственности, так как его собственной природе ближе была всякая
болезненно извращенная вещь, чем простая, не замысловатая истина. Как
истый дэнди он презирает женщин: "Женщина естественна, говорит он, и
потому отвратительна, она всегда вульгарна" и т. д. Б. усвоил себе даже
внешность дэнди: невозмутимость, ироническую вежливость и изысканность в
туалете.
Ср. A. de Fizeliere et G. Decaux, "Essais de bibliografie contempor.
Charles Baudelaire" (1868); Sainte-Beuve, "Causeries de Lundi", т. IX;
"Nouveaux Lundis", т. I; Th. Gautier, "Notice en tete du I vol. de
l'edition definitive"; Charles Baudelaire, "Souvenirs correspondence
bibliographie", 1872 (avec notice d'Eug. Crepet); Champflery, "Souvenirs
et portraits de la jeunesse", 1872; Theodor de Banville, "Mes
souvenirs", 1882; Max. du Camp, "Souvenirs litteraires" (т. II);
Scherer, "Etudes critiques sur la litterature contemporaine" (т. IV); G.
Brandes, "Hauptstrom. der Litteratur des XIX Jahrhunderts".
3 В.
|