Богослужебные книги содержат в себе службы и священнодействия
церковные по которым совершается богослужение. Одни из них относятся к
частному богослужению (требам), т. е. к такому, которое совершается по
нужде, требованию одного или нескольких лиц, напр. Kpeщениe, брак,
погребение и т. под. Другие относятся к общественному богослужению,
которое совершается повседневно в храмах, как: вечерня, утреня, часы,
литургия и проч. Все необходимое для частного богослужения находится в
одной книге - Требнике. Для совершения общественного богослужения
необходимы многие книги, как то: Служебник, Чиновник, Часослов, Октоих,
Минея Месячная, Минея Праздничная. Минея Общая, Триодь Цветная,
Ирмологион, Типикон. Некоторые книги употребляются как в частном, так и
в общественном богослужении, как то: Евангелие, Апостол и Псалтирь - Б.
книги, приспособленные для богослужебных. целей, с разделением для
чтения в известные дни и при известных случаях. Не касаясь каждой книги
в частности по ее составу и содержанию, ограничимся здесь общим
замечанием о богослужебных книгах. Богослужение частное совершается по
одной книге - Требнику. Но для богослужения общественного, как мы
видели, существует обширный круг богослужебных книг. Многочисленность
книг для общественного богослужения обусловливается изменчивостью
состава одних и тех же служб, в частных молитвословиях, от дней недели и
дней года (чисел). В одних и тех же книгах, в Служебнике, Часослове,
Октоихе, мы встречаем одни и те же службы: утреню, вечерню, литургию; и
ни в одной книге не находим всех молитвословий для этих служб, не
находим полной вечерни, утрени и литургии. Таким образом, частные
молитвословия для этих служб должно искать во многих книгах. Это зависит
от того, что в составе каждой службы есть нечто непременное, что
постоянно читается и поется на этой службе, когда бы она ни совершалась,
и нечто изменчивое, зависящее от дня недели и дня года, в которые
совершается эта служба. Каждая служба изменяется семь раз в неделю и
триста шестьдесят пять раз в году. Таким образом, если бы изложить одну
какуюнибудь службу целиком для целого года, потребовалась бы громадная
книга или даже несколько томов книг для одной только службы. Но и этим
не устранились бы все затруднения. Изменчивость службы зависит, мы
сказали, от дней года, чисел. А числа, как известно, в продолжение семи
лет подряд падают на разные дни недели. Вследствие этого одна и та же
служба в течение семи лет может являться с многочисленными частными
изменениями (365 ? 7=2555). Невозможность изложить в одной книге, хотя
бы и многотомной, одну какую-нибудь службу для всех дней одного года, а
тем более для всех годов, навсегда, и принуждает размещать частные
молитвословия, относящиеся к одной и той же службе, по многим книгам: в
одних из них излагают молитвословия неизменные и постоянные, или по
крайней мере чаще других встречающиеся в известной службе, а в других
изменяемые по зависимости от подвижных и неподвижных праздников. Кроме
исчисленных простых книг, в круге Б. книг есть еще и нотные, как то:
Обиход, Октоих, Праздники, Ирмологион.
П. В.
|