Богданович(Ипполит Федорович) - поэт екатерининских времен, род. 23
декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу,
но по окончании московского университета в 1761 году определен был
надзирателем за классами в университет, а в 1762 г. в комиссию о
строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763 г. был
прикомандирован в штат гр. П. И. Панина, а с 1764 начал службу в
иностранной коллегии; с 1766 по 1769 г. был секретарем русского
посольства при саксонском дворе. В 1799 г. переведен в департамент
герольдии, а в 1780 г. членом в государственный архив, где с 1788 г. был
председателем. 1 мая 1795 г. уволен от службы и в следующем году оставил
Петербург. Умер в Курске 6 января 1802 года. Писать стихи начал в
детстве и уже 14 лет печатал их, благодаря Хераскову и Meлиссино. В 1763
г. он познакомился с гр. Дашковой и принимал участие в журналах,
выходивших при ее участии. Около 1775 г. сочинил вольную повесть в
стихах - "Душеньку", подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из
Апулея; напечатана в первый раз была она в 1783 в Спб. и до 1841 г.
выдержала 15 изд.; последнее в 1887 г. А. Суворина в "Дешевой
библиотеке". Сочинение это доставило Б. известность и обратило на него
внимание Екатерины II. По ее поручению он написал для эрмитажного
театра: "Радость Душеньки" (1786 г.), "Славяне" (1787 год) - пьесы, не
имевшие успеха. С сентября 1775 года он издавал "С. Петербургский
Вестник", а с 1775 - 1782 гг. редактировал "Спб. Ведомости". Кроме того
он написал: "Сугубое блаженство" (поэма Спб., 1765); "Добромысл", (др.
пов. в стихах. М., 1805); "Блаженство народов" (поэма, М. 1810); "Берег"
(Спб., 1812); "Русские пословицы" (3 ч. Спб., 1785; здесь народные
пословицы переделаны в двустишия); "Лира, или собрание разн. соч. "
(Спб., 1773). Плодом его исторических занятий осталось: "Историческое
изображение России" (Спб., 1777) и переводы: "Малая война, описанная
майором в службе короля Прусского" (с фр., Спб., 1768); "Сокращение из
проекта о вечном мире Руссо(из Сен-Пьера)" (Спб., 1771) и "Вертота,
история о бывших переменах в Римской республике" (с фр. 3 ч. Спб., 1771
- 75). Б. оставил автобиографию (напечатана в "Отеч. Зап. ", 1853, № 4).
Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809 - 1810 гг., 6 ч.; 2е изд. -
М. 1818 - 19 гг., 4 ч.; З-е - Смирдинское, в 2 ч.. в 1848 г.
Из всего написанного Б. историко-литературное значение имеет только
"Душенька". Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII в.,
занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были
поражены новизною ее содержания и формы и произвели Б. в "гении".
"Душенька" породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь
"классическое" произведение. Смерть Б. вызвала массу эпитафий, в которых
Б. превозносится, именно за написание "Душеньки":
Зачем нам надписьми могилу ту чернить.
Где Душенька одна все может заменить говорится в одной из них. В наше
время в "Душеньке" можно отметить легкость стиха и желание, насколько
позволяет официальная и нравственная цензура, побеседовать о
"клубничке", благодаря которой поэма, главным образом, и имела успех у
современников.
М.M. Богема (франц. Boheme, т. е. цыганщина) - так французский
писатель Мюрже (Неnri Murger) назвал студентов Латинского квартала и с
тех пор богемой называют всякую интеллигентную бедноту, которая
артистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторым
презрением относится к благам земным. Боголюбово (Боголюбимое,
Боголюбое, Боголюбый, Боголюб) - теперь село в 11 в. к СВ. от г.
Владимира, при впадении р. Нерли в Клязьму, близ МосковскоНижегородской
железной дор., с мужским второклассным монастырем, который ныне
предполагают возвести на степень первоклассного. Построение здесь церкви
Рождества Пр. Богородицы, потом основание монастыря, около которого,
затем, образовалось селение, летописные сказания приписывают следующему
случаю. В 1155 г. Андрей Юрьевич, впоследствии великий князь
суздальский, тайно от отца уехал из киевского Вышгорода в Суздальскую
землю, захватив с собой греческий Чудотворный образ Богоматери
(Владимирская икона Богоматери, писанная, по преданию, евангелистом
Лукой и находится теперь в московском Успенском соборе); на месте
Боголюбова монастыря лошади, на которых везли икону, остановились и не
могли ехать далее; впряжены были новые, но и эти не могли тронуться с
места. После такого знамения князь счел эту местность за излюбленную
Богоматерью, за "место Боголюбимое", и основал тут церковь, а потом
монастырь, около которого образовалось селение Боголюбово - любимое
местопребывание его, от которого он получил и прозвание "Боголюбского".
В монастыре, в 1174 году, князь-основатель и погиб от руки убийц, причем
в последовавшем возмущении много пострадал и Боголюбов. Года через три,
во время распри в. кн. Всеволода III с рязанскими князьями, Б. сильно
пострадал от Глеба Ростиславича Рязанского и приведенных им половцев:
тогда уцелели только церковь, кельи и молельня князя, но первая была
ограблена. Монастырь до учреждения духовных штатов имел с лишком 700 душ
крестьян. С 1846 г. в Б. открыта выставка сельских произведений для
Владимирской, Ярославской, Костромской и Вологодской губ. Теперь в селе
более 1000 д. об. пола; жители, кроме земледелия, занимаются
иконописанием и др. промыслами; в сентябре бывает ярмарка.
А. Э.
|