Благо, добро (греч. agaJon, лат. bonum, фр. bien, нем. Gut, англ.
good. ) - понятие, издавна занимающее философов мыслителей, играющее
важнейшую роль в области общественной, экономическо-социальной, и потому
входящее и в сферу государственной политики, вызывающее определенные
стремления и мероприятия политического союза - государства.
1) Понимая под благом в обширном смысле удовлетворение человеческой
потребности или стремления, а потому и цель каждого стремления,
мыслители еще древнего классического Mиpa (Платон, Аристотель и многие
различные школы, их учения развивавшие). разъяснили: во первых, что
самое понимание блага субъективно, почему и стремления людей весьма
различны; во вторых, что тем не менее, каждое благо есть цель, для
достижения которой является человеческое стремление, деятельность,
предприятия человека; в третьих, что, не смотря на субъективное
понимание, блага человеческие в обобщении могут представить три
категории: 1) материальные блага, достижение которых доставляет человеку
чувственное наслаждение, удовольствие; 2) духовные блага - понимание
красоты и истины, доставляющее духовное наслаждение, удовлетворение
разумным стремлениям человека; 3) спокойствие духа, рождающееся от
сознания выполнения обязанности - нравственное благо, добродетель; 4)
наивысшее благо - eudaimonia, благополучие, заключающееся в достижении
всех благ, к которым стремится человек, есть наиважнейшая цель
человеческой жизни, которой соответствует и самая высокая деятельность
политическая, возможная только в государстве, почему древними
мыслителями государство и рассматривалось, как средство для достижения
благополучия.
Христианская религия значительно расширила воззрения на благо, сильно
подняв представления человека о целях и задачах человеческих стремлений.
Великая проповедь Христа о всепрощающей христианской любви и о любви к
ближнему в корне изменяет представление о благе: благом уже
представляется не только удовлетворение собственным интересам и выгодам,
но и доставление выгоды другому. Господствовавшее до тех пор начало
эгоизма ставится рядом с новым, твердо и величественно поставленным
началом альтруизма: не только собственное благо, но и благо другого
составляет действительное благо человека. Высокое христианское учение о
братстве и братской любви только постепенно делается достоянием
человечества. Долгий период варварства и толкователей исказителей
отодвинул человечество от верного понимания указанного христианством
понятия всестороннего блага. Но, чем ближе к нашему времени, тем более
растет эта, сколько простая, столько и величественная истина об
альтруизме, который стремится постоянно умерять эгоизм, и может вести
вперед, к новому расцвету все виды и формы человеческого единения.
Когда после средневекового гнета и тяжких недоразумений, жаждавшие
мысли обратились к творениям древних мыслителей, этика последних, их
воззрения на благо и благополучие подействовали на первый раз чарующим
образом, и в XVI и XVII ст. возник целый ряд эвдаймонических теорий,
разъяснявших и толковавших более или менее удачно учение Аристотеля и
продолжавших его школ. Но наступила и критика воззрений на государство,
как на средство обеспечить благополучие, а вместе с тем и критика
воззрений на благо. Нечто новое, сравнительно с философами,
подражателями древних, говорит знаменитый Бакон:
Этика, долженствующая положительным методом разобрать образ действий
человеческой воли, указывает идеалы добра и способ, которыми человек
может его достигать. Идеал добра вытекает из двоякого естественного
стремления человека: сделаться самостоятельною личностью и сделаться при
том частицею какого нибудь большего (общественного) целого; первое
составляет благо частное, второе - благо общественное. Особенную широту
воззрений в области исследования начал этики проявил мыслитель XVII ст.
Лок, очистивший парадоксальное учение Гоббcа об эгоизме, и
сделавшийся любимым учителем англичан. Рассуждая о благе, он считает
нравственным принципом человеческой деятельности стремление к счастью и
разбивает совершенно Гоббcа, полагавшего, что в естественном состоянии у
человека есть возможность действовать совершенно по своему произволу, а
в государстве человек может действовать и стремиться не иначе, как при
полном повиновении. Локк доказывает, что и в естественном состоянии и в
государстве человек пользуется и должен пользоваться свободою,
ограничиваемою только благом других. Эти идеи его были развиваемы
многими англ. мыслителями в так называемых системах доброжелательства. К
таким же приблизительно выводам еще ранее пришел Декарт, из идей
которого и вышли толкования Пуфендорфа и Томазия. Особенно жe сильно
повлияла на немецких ученых разъяснением альтруизма, как любви человека
к ближним вследствие любви его к Богу, этика Спинозы. Французскиe
мыслители конца XVIII ст., подготовившиe почву для теории утилитаризма,
которую так блистательно развил Бентам, ставивший целью государства
возможно большее счастье для возможно большего числа людей и критическая
философия Канта, разъяснившая юридические задачи государства - привели
мыслителей XIX стол. к воззрениям, хотя и разнящимся в подробностях
относительно блага и благополучия, но все более и более приближающимся к
верному пониманию евангельского учения о благе, заключающемся в
христианской любви к ближнему.
II. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все,
что имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно в обширном
смысле разумеются все имущественные блага. На немецком языке Gut, и на
французском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества.
Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются
на основании внутренних, управляющих хозяйственною жизнью экономических
законов, изучаемых политическою экономиею. Приобретение ценностей или
вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ,
имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает
различные общественные классы, зависящие от количества имущественных
благ, которых достигает, и которыми пользуется каждый. Различие таких
классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из
одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих
единений, передвижение имущественных благ, и движение самих классов,
восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих
общественною жизнью социальных или общественных законов, изучаемых
социологиею или обществоведением.
III. Количество всякого рода благ и способы распределения их между
членами общества, составляющего политический союз - государство,
предопределяет могущество и политическое значение последнего. Потому
задачею государства и предметом особой его политической или полицейской
деятельности должно быть создано таких общих и одинаковых для всех
условий, при которых законные стремления граждан к достижению благ были
бы для всех и каждого возможны. Такая государственная деятельность
опирается на умение согласовать нормы положительного закона с
требованием естественного закона развития и законов экономического и
социального. Методы такого соглашения и причины различного достижения
разными государствами такой политической цели изучает наука "Полицейское
право".
Проф. И. Андреевский.
|