Бернардины появляются в Литве с 1468 г. Тогда же на счет некоего
купца был построен в Ковне, близ впадения Вилии в Неман, первый их
деревянный монастырь с церковью в честь св. Георгия. Впоследствии,
именно в 1471 г., на земле, предоставленной ордену Станиславом
Сандзивоевичем начали строить, с разрешения короля, каменный монастырь и
церковь, которые были окончены лишь в 1504 г. В Вильно прибыли Б. со
своим начальником Марианом Езюрковским, викарием новообразованной
польской провинции, в 1469 г. по приглашению Казимира IV, который
построил для них над рекою Вилейкой, близ королевской мельницы, большой
деревянный монастырь с церковью в честь св. Франциска и Бернарда и на
владение оными выдал диплом от 30 сентября 1469 г. Впоследствии королем
Александром в 1500 г. был выстроен новый каменный монастырь подальше от
мельницы, на том же месте, где он до сих пор находится. В постройке этой
принимали участие Николай Радзивилль, виденский воевода, и брат его
Юрий, кардинал, соединив на свой счет монастырь с церковью св. Анны и
украсив церковь главами. Лероним же Ходкевич, каштелян виленский,
пожертвовал монастырю близлежащий участок земли с дворцом и садами и
снабдил церковь богатою утварью и отличным органом. В Гродне
бернардинский монастырь был основан в 1494 г. Александром, великим
князем литовским, но каменная церковь была построена лишь в 1695 г. на
деньги, собранные частными лицами. Этот же великий князь основал также в
1498 бернардинский монастырь в Полоцке, впоследствии (в 1696)
возобновленный Александром Служкой, воеводой полоцким, а будучи уже
королем польским пожаловал виленским бернардинцам в 1504 году местечко
Вудслав или Буду, в старостве марконском, в минском (ныне видейском)
уезде, где они построили деревянный монастырь с церковью, на месте
которого в 1643 был воздвигнут каменный, а в 1783 выстроена новая,
прекрасная, большая церковь. Бернардинете монастыри находились еще в
следующих литовских городах: в Несвиже, основанный кн. Николаем
Христофором Радзивиллом в 1594; в Заславе - кн. Янушем Острожским в
1666;в Кретынге - Иваном Карлом Ходкевичем в 1610 (этот знаменитый
гетман очень любил бернардинцев и отправляясь в путешествие или в поход
всегда брал с собою одного или нескольких из них; во время войны с
турками под Хотином при нем находились бернардинцы: Андрей Гронцюй и
Сигизмунд Тышкевич; в Цытовянах - Андреем Волловичем, в 1614; в Минске -
Кенсовским. в 1624; в Телыпах - кн. Сапегой, вел. канцлером литовским, в
1624; в Домбровне - Николаем Глебовичем, каштеляном виленским, в 1624
г.; в Слониме - Андреем и Екатериною Радванами, в 1630; в Ивье
(ошмянского у.) - Николаем Кишкой из Цехановца, воеводой Мстиславским, в
1631; в Друе - Казимиром Львом Сапегой, под канцлером литовским, в 1653,
в Брест Литовске - Галимским, в 1659 (здешние церкви и монастыри
бернардинцев упразднены в 1830 г. и перестроены на помещение кадетского
корпуса); в Слуцке, - кн. Богуславом Радзивиллом, в 1661; в Луцке -
Агнессой Станишевской, урожденной Бронич; в Воложине - Иосифом
Богуславом Служкой, придворным маршалом литовским, в 1681; в Могилеве -
Федором Ржевуским, в 1687; в Трашкунах - Владиславом и Анной
Соколовскими, в 1696; в Бшнице - Михаилом Казимиром Козеллом, кaзнaчeeм
(podskarbi) литовским, в 1700; в Датнове - Иваном Бржостовским,
референдарием литовским, в 1701; в Мстиславле - Иваном Гурко, хорунжим
витебским, в 1727; и Велоне - Михаилом Pыком, в 1752; в Лукомле - Иваном
Лукомским. Следуюище бернардинские монастыри были закрыты в 1832: в
Орние, основанный Андреем Млоиким, старостой холмским, 1653; в Витебске
- Иваном Храповицким, воеводой витебским, в 1676; в Микулине, - Марианом
Огинским, каштеляном витебским, в 1720; в Глуске - Александром
Полубинским, маршалом волко-выским, в 1662; в Мозыре, в Березине -
Владиславом Пацем, хоруижним литовским, в 1737; в Селищах - Аосафатом
Селявою, воеводой полоцким, в 1726; в Пинске - Михаилом Корыбутом, кн.
Випшеведким, вел. гетманом литовским, в 1717; в Троках - Евстафием
Волловичем, епископом виленским, в 1617; в Житомире - Кайетаном
Илинским, вел. канцлером литовским, в 1764; в Янове, вивницкого у.
Подольской губ.; в Ярмолинп. ах, Цуднове, Ворковидах, Яновке, и
Юревичах.
В Галиции находятся берн. монастыри в следующих местностях: в Львове
- старый, деревянный, основанный Андреем Одровонжом, старостой
львовским, воеводой подольским, в 1460 г. был уничтожен пожаром;
нынешний, каменный построен Юрием Мнишком, воеводой сандомиреним, и
окончен в 1630; в Самборе - Иваном Одровонжем, воеводой русским, в 1471;
в Сокале - Станиславом Гамалинским, епископом холмским, и Иваном
Остророгом, воеводой познанским, в 1599; в Зараже - Юрием Збарасеим,
каштеляном краковским в 1637; в Лженеве - Матвеем Лестовским, каштеляном
белзским, в 1637; в Гвоздце - Софией Пузына, в 1723; в Крыстынополе
Щенсным Казимиром Потоцким, каштеляном краковским, в 1695; в Дукли,
Пржеворске, Ржешове, в Лежайске - Лукою Опалинским в 1625; в Тарнове в
Вадовицах.
В княжестве Познанском Б. появляются с 1455 г. Здесь находились их
монастыри: в Познани, основанный епископом Андреем из Внина в 1473; в
Любове, Быдгоще, Гродзиске и Вехове - в 1502. Первоначально все
находившейся в Польше бернардинские монастыри в числе 23 составляли одну
"провинцию"; впоследствии развитие этого ордена повело к образованию
Червонно Русск, провинции св. Михаила Арх. и Литовской св. Казимира.
Позднее польские бернардинцы были разделены на две провинции: Велико и
Малопольскую. 8 волынских монастырей изъявили желание быть включенными в
Литовскую провинцию, что и было им дозволено в 1815 г. Залуский в своей
"Церковной истории Польши" (HistoryJ'a polska duchowna), писанной в
1768, насчитывает бернардинских монастырей: в Малой Польше 20, в Великой
Польше 37, в Литве 30 и в Галиции 25. Литовские бернардинцы оказали
немалые услуги делу народного просвещения, содержа бесплатные уездные и
приходские школы при некоторых из монастырей. Такие школы были в
рашкунах, Датнове, Тельшах, Кретынге, Бенице, Будславе в Минске.
Бернардинец является одним из самых популярных типов польского
монашества, резко отличаясь от прочего черного духовенства. Он набожен и
религиозен искренно, без фанатизма, нередко очень образован, хотя
нисколько не старается выказывать свою богословскую мудрость, прост,
откровения и почти всегда весел, почему и пользуется всеобщею любовью.
Для приискания средств своему монастырю разъезжает он в маленькой
тележке от поместья к поместью) везде встречая радушный пим, причем
делает честь угощению своим громадным, перешедшим в пословицу аппетитом,
и сообщив хозяевам все слышанные им по пути новости, развеселив
рассказом и остроумным анекдотом, отправляется дальше, получив
соответственную средствам хозяина лепту деньгами или натурою. Такие
поездки для сбора милостыни в пользу ордена носили название "квесты"
(kwesta), а собиратели - "квестарей" (kwestarz) и обеспечивали
существование монастыря. В настоящее время в Царстве Польском и Западных
губерниях лишь изредка в уцелевших еще католических монастырях можно
встретить членов этого ордена, доживающих свой век. Исторические данные,
относящиеся к Б. ордену мы находим в следующих сочинениях: "Хроника трех
орденов, установленных св. отцом патриархом Франциском" (Kronika trzech
zakonоw postanowionych od s. Ojca patriarchy Franciszka) Мартина из
Улисбоны, португальца, переведенная с итальянского священником ордена
Бернардинцев Бонавентурой Познанцем, (Краков, 1610 и Супрасль 1747);
"Прибавлете к хроникам Меньшей Братии св. Франциска" (Addytament do
kronik Braci Mniejszych s. Franciszka) Алексия Коралевича (Варшава,
1722). Рукописная история бернардинцев, в особенности польской
провинции, Ивана Коморовского, а также история этого ордена в Польше,
переписанная Людовиком Збончинскнм и Афанасием Кротостою с рукописей,
сохранившихся в бернардинском монастыре в Мадриде, находится в
библиотеке Залусских, вошедшей в состав Импер. публичной библиотеки в
Петербурге.
|