Бернардинцы в Польше. В 1452 г. Казимир IV Ягеллон предоставил
Владиславу Венгру с тремя его товарищами, принадлежавшими к
бернардинскому ордену, весьма тесное помещение в предместье Кракова при
церкви св. Креста. В 1453 г. прибыл в Краков, дважды приглашаемый в
Польшу королем Казимиром и кардиналом епископом краковским Зигневом
Олесницким, св. Иван Капистран, ученик и последователь св. Бернарда
Сиенского, преобразователя устава св. Франциска и основатель ордена
Меньшей братии или Обсервантов, посланный последними в 1451 г. в Чехно
для борьбы с тамошними гусситами. Произнесенные Капистраном перед
церковью св. Войцеха проповеди сильно подействовали на краковское
население: более 100 молодых людей оставило академию и постриглось в
монахи. Такое увеличение числа бернардинцев, при невозможности поместить
их при церкви св. Креста, склонило Ивана Олесницкого, воеводу
сандомирского, внять увещаниям брата его кардинала и отвести им
значительный участок земли под горою, за городскими стенами, при
западных воротах, недалеко от замка на предместье, называемом Стародом и
выстроить им здесь деревянный монастырь с церковью в честь св. Бернарда
Сиенского. Это пожертвование было утверждено королевск, дипломом,
выданным в марте 1454 г. В том же году княгиня Анна Мазовецкая, прибыв в
Краков на бракосочетание короля с Елисаветою Австрийскою, познакомилась
с Иваном Капистрацом и его братиею и по возвращении в Варшаву построила
там на берегу Вислы каменный монастырь с церковью, снабдив его капиталом
и выбрав его местом своего погребения. Церковь эта после пожара 1509 г.
была возобновлена княгинею Мазовецкою Анною, урожденною Радзивилл.
Вскоре и в других городах стали возникать Б. монастыри: в Кобылине -
1456 г.; в Познани - большой с двумя церквами в 1457 г.; в Люблине,
основанный Яковом Куандтом (Quandt), советником магистрата, в 1460 г.; в
Риге - в 1463 г. принадлежавший конвентуалам монастырь был отдан
архиепископом Сильвестром обсервантам; в Калинине бернардинский
монастырь был основан Иваном Грущинским, архиепископом гнезненским в
1465 г.; в Варте - Герардом из Брудзева, краковским каноником в 1467 г.;
в Радоме - Николаем Казановским в 1468 г.; в Опатове - Тарном в 1472 г.;
в Самборе в 1472 г.; в Быдгощи в 1480 г.; в Скемпе - Николаем
Коспеньским, епископом холмским в 1498 г.; в Казимерже - Иваном
Любранским, епископом познанским в 1514 г.; в Прасныше - Павлом
Коспиком, мечником цехановским в 1687; в Зочеве - Рушковским из Рукшин,
мечником галицким, в 1608 г.; в Казанове - Леронимом Казановским в 1623;
в Петрокове - Фдоином, Станиславом и Лаврентаем Старчевскими в 1626; в
Лукове - Еразмом Домашевским и Антонием Езерским. в 1628; в Карчовке -
Мартином Шишковским, епископом краковским, в 1628; в Ленчице - Доротею
Пиво, женою плоцкого подчашего, в 1632; в Кальварш - Сигизмундом
Рачинским, в 1638; в Альвернии - Капистраном Корытницким, в 1638; в
Видаве - Войцехом Венжиком, в 1638; в Остроленке - судьею Фомою
Гоцлавским, в 1666; в Родечнице - Николаем Свирским, суфраганом
(епископом викарием) холмским, в 1667; в Ратове - Фомою Варжинским,
хорунжим холмским, в 1685; в Парадизе или Велькой-Воли - Казимиром
Скурковским, в 1690; в Юзефове - иосифом Потоцким, в 1690; в Чернякове -
Станиславом Любомирским, маршалом коронным, в 1691; в Стржегопине -
Франциском Белинским, в 1693; в Кржеслине - Николаем Кучинским, в 1743;
в Коле - Иваном Гинтцом из Рогова, каштеляном сандомирским, в 1766; в
Еленце - Антоном Езерским, в 1749; в Кобылке - Мартином Залуским.
Епископом суфраганом плоцким, вт. 1760 (первоначально принадлежал
иезуитам) и наконец в Пржирове в Тыкоцине неизвестно кем и когда
основанные.
|