Берлиоз (Гектор Berlioz) - замечательный французский композитор и
музыкальный критик. род. в La Cote St. Andre 1 декабря 1803 г. Его отец
был доктором и готовил сына к такому же поприщу, почему и отправил его в
Париж. Немолодой человек, увлеченный непреодолимым стремлением к музыке,
покинул занятие медициною и поступил в консерваторию, где его учителем
теории композиции был Рейха. Б. не перенес, однако, строгих требований
этого педагога, особенно сурового с ним обращения, почему вскоре покинул
консерваторию и начал самостоятельно развивать свои музыкальные
дарования. Первое самостоятельное произведение Б, исполненное публично в
церквах St Roche и St. Eustache, когда ему минуло всего лишь 22 г., была
месса, не имевшая, однако, тогда никакого успеха. В 1826 г. Б. снова
поступил в консерваторию и под руководством Лесюера прилежно занялся
теорией музыки. В 1828 - 30 гг. вновь были исполнены несколько
произведений Б.: - увертюры "Ваверлей", "Francs-juges" и "Фантастическая
симфония" (эпизод из жизни артиста). Хотя эти произведения также не
встретили особенного сочувствия, тем не менее они обратили на молодого
композитора внимание публики. Начиная с 1828 г., Б. стал не без успеха
выступать на поприще музыкального критика и, после долгих и тщетных
ожиданий справедливой оценки его композиторских трудов, он в 1830 г. за
написанную им на конкурс кантату "Сарданапал" получил, наконец, от
парижской консерватории первую музыкальную премию (Prix de Rome),
связанную с посылкою лауреата в Рим, на казенный счет. Таким образом ему
дана была возможность посетить Италию, из которой он, однако,
возвратился через 18 месяцев убежденным противником итальянской музыки.
Из своего путешествия Б. привез с собою увертюру "Король Лир" и
симфоническое произведение "Le retour a la vie", названное им
"мелологом" (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией),
которое составляет продолжение "Фантастической симфонии". С 1834 г.
положение Б. в Париже улучшилось, особенно после того, как он сделался
сотрудником во вновь основанной музыкальной газете "Gazette musicale de
Paris", а вслед затем и в "Journal des Debats". Работая в этих изданиях
до 1864 г., Б. приобрел репутацию строгого и серьезного критика. В 1839
г. он был назначен библиотекарем консерватории, а с 1856 г. - членом
Академии. Б. умер в Париже 9 марта 1869 г. В 1868 г. он посетил Россию,
где с огромным успехом дирижировал в симфонических концертах русск. муз.
общества. Из многочисленных его произведений особенного внимания
заслуживают: симфония "Гарольд в Италии" (1834), "Реквием" (1837), опера
"Бенвенуто Челлини" (1838), симфония кантата "Ромео и Жюльетта" (1839),
"Погребальная и торжественная симфония" (1640 г.), при открытии июльской
колонны), драматическая легенда "Гибель Фауста" (1846 г.), оратория
"Детство Христа" (1854), "Те Deum" для двух хоров (1856), комическая
опера: "Беатриче и Бенедикт" (1862) и опера "Траянцы в Карфагене"
(1864). Текст к последним двум операм, равно как и к "Фаусту", к
"Детству Христа" и к др. произведениям, был сочинен самим Б. Из
литературных произведений Б. наиболее выдаются: "Voyage musical en
Allemagne et en Italic" (Париж, 1854), "Les Soirees de l'orchestre"
(Париж, 1853; 2 изд. 1854), "Les grotesques de la musiques (Париж,
1859), "A travers chant" (Париж, 1862), "Traite d'instrumentation"
(Париж, 1844). Причина разноречивости отзывов о Б., как о композиторе,
зависит от того, что он с самого начала своей музыкальной деятельности
пошел по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он тесно
примыкал к новому, развивавшемуся в то время в Германии музыкальному
направлению и, когда в 1844 г. посетил Германию, то был в последней
гораздо больше оценен, чем в своем отечестве. В России Б. уже давно
получил свою оценку. После своей смерти, а в особенности после
Франко-прусской войны 1870 г., когда во Франции с особою силою
пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Б.
приобрели большую популярность среди его соотечественников. Значение Б.
в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и
в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и
смелых оркестровых эффектов. Большим распространением пользуется его
трактат об инструментовке, переведенный на многие языки. По смерти Б.
появились незадолго пред тем написанные им "Memoires" (Париж, 1870),
"Correspondance inedite 1810 - 68" (1878). Ср. "Jullien Hector В."
(1882); Hippeau, "В., l'homme et l'artiste" (3 т., Пар, 1863 - 85);
Ernst, "De l'oeuvre dramatique de H. B. " (1884); Pohl, "H. B. Studien
u. Erinnerungen"; Трифонов, "Гектор Б." ("Вестн. Европы", 1885, IX - X).
|