Береза (BetulaL.) - дерево из сем. березовых (Betulaceae Endi), а по
Линнею 21-й класс (Monoecia), 7-й отряд (Polyandria), семейство
сережчатых (Атепиасеае), вместе с осиной принадлежит к числу наиболее
распространенных у нас лесных древесных пород и может быть названа
вполне Русской породой, потому что в Западной Европе она не встречается
чистыми сплошными лесонасаждениями. На С. береза идет до 66 3/4° с. ш.,
где она найдена Шренком по берегам р. Колв в виде небольшого
приземистого деревца; на юге границей для нее служат степи, но затем Б.
встречается лишь в одном месте горной части Крыма и всюду на Кавказе,
где она растет в высокой горной полосе от 5000 до 7000 ф. н. у. м.
Цветки у Б. однодомные, собранные в, так назыв. сережки. Сережки с
будущими мужскими (тычиночными) цветками, развиваясь еще осенью, видны
на Б. В течение всей зимы в виде 2 - 3 небольших (около 1 дюйма) рожков
на концах ветвей, тогда как более мелкие сережки с женскими (пестичными)
цветами появляются весною вместе с листьями. Весною же расцветают и
постепенно удлиняются и сережки с мужскими цветами, состоящие из двух
раздвоенных тычинок (всех в пазух чешуйки 6) и одного или двух листочков
околоцветника, прикрытых чешуйкой. При женских цветках (по 2
- 3 вместе) чешуи трехлопастные. прикрывающие три 2-гвездых пестика с
2 нитчатыми рыльцами каждый. Плодики мелкие, семянки (березовое семя)
крылатые, легко разносимые ветром. У нас различают 4 вида березы: а)
обыкновенную белую или бородавчатую (Betula alba L., В. verrucosa
Ehrh.), б) пушистую (B. pubescens Ehrh.), в) кустарниковую (В. fruticosa
Pall) и г) малорослую, карликовую или ерник (В. nаnа L.). Береза с
длинными повислыми ветвями, называемая плакучей, точно также как и с
красивой узорчатой древесиной, известная под именем корельской, не
составляют особых видов, а считаются разновидностями, происходящими от
местных условий произрастанием деревьев. Только первые два вида важны в
лесохозяйственном отношении; кустарниковая же береза встречается лишь на
крайнем севере Сибири, карликовая же произрастает кустарником или низким
деревцом и на моховых болотах и тундрах северной части Европейской
России, почти до параллели, проходящей чрез южную половину Новгородской
губ. Белая и пушистая березы, будучи схожи в лесохозяйственном
отношении, отличаются ботанически одна от другой: у первой ветви и
листья голые и крылышко плода в 2 - 3 раза шире самой семянки, у второй
же молодые ветви и листья пушистые и крылышко Плода одной ширины с
семянкою, или немного шире ее; отсюда простонародные название белой
березы - чистяк (Арханг.), чистуха и чистушка (Вологодской) и пушистой -
глушняк (Арханг.), глушина (Вологодской) и глушивина (в Псковской и
Тверской губ.).
Древовидные Б. свойственны преимущественно Северной Америке,
кустарные Б. - холодному и умеренному поясам Европы и Азии. Самая
распространенная древовидная европейская Б. - это В. alba L., береза
обыкновенная или белая (по ее корень), отличающаяся своим стройным
ростом, ослепительно белой корой и ромбически овальными или почти
трехуголовыми, при основании округленными или усеченными, острыми, по
краям пиловидными, листьями, покрытыми бархатистым пушком только в
молодом возрасте. На верхней стороне листьев выделяется ароматичное
смолистое вещество, бетулиа, образующее на листьях блестящий налет или
беловатые пятна. Это же вещество появляется в изобилии на молодых ветвях
одной из разностей обыкновенной Б., Betula verrucosa (Б. бородавчатая).
Оно же заключается и в белой коре и дает, при сухой перегонке ее,
деготь. Благодаря присутствию смолистого вещества, кора (береста)
отличается чрезвычайною прочностью и прекрасно сохраняется в речных
наносах, торфяниках и пр. Она идет на. покрытие крыш (в Швеции), на
приготовление корзинок, коробок и пр., а прежде употреблялась от
перемежающейся лихорадки. Листья дают с квасцами желтую краску для
шерсти. Из надрезов в стволе, сделанных весною, до появления листьев,
вытекает значительное количество патоки, содержащей свыше 2% сахара и
идущей на приготовление разных напитков. Крупная Б. может дать в сутки
большие одного ведра пасоки. Явление вытекания наблюдается вслед за
первыми оттепелями; в первые дни вытекание незначительно, но затем
постепенно возрастает и, достигнув через некоторое время максимума
начинает постепенно убывать, а ко времени распускания почек совершенно
прекращается. В России лучший рост березовых насаждений замечается в
северных и средних губ., на умеренно влажных, не слишком плодородных
почвах, не бедных содержанием перегноя. Различие в минеральном составе
почв не обнаруживает особенно заметного влияния на рост березы и только
на известковых почвах она растет весьма редко. Нуждаясь, как
светолюбивая древесная порода, в достаточном солнечном освещении, она
рано изреживается в чистых насаждениях, что влияет неблагоприятным
образом на плодородие почвы; произрастая же в смеси с хвойными породами
и отличаясь быстрым ростом, береза скоро обгоняет их в высоту и
обнаруживает вредное влияние на дальнейшее произрастание: длинные и
тонкие ветви ее, приводимы в движение ветром, сбивают, "охлестывают"
почки у хвойных, вследствие чего деревья этих пород становятся
уродливыми. После срубки береза успешно восстанавливается как семенами
(назыв. В Тульской губ. ряса), ежегодно производимыми в изобилии, так и
порослью от пня, появляющейся возле шейки корня даже у старых 60 - 70
летних деревьев. Для получения крупного хорошего поделочного материала
береза срубается в 60 - 80 и даже иногда в 100 летнем возрасте; на дрова
же, считающиеся лучшим топливом, она пригодна уже в 40 - 60 лет. - На
постройки береза мало годится, так как скоро загнивает, благодаря
развитию грибка Nyctomyces suaveolens (с запахом фиалок). На северных
тундрах и моховых болотах весьма часто встречается мелкий с искривленным
стволом кустарник B. nana L., карликовая береза, отличающаяся бурой
корой и мелкими, почти совершенно круглыми, сверху темно-зелеными,
блестящими, а снизу бледными листьями. На травянистых кустарниках растет
также кустарная Б. (B. humilis Schr.), с довольно прямым стволом, бурой
корой, мелкими, овальными листьями и покрытыми смолистыми железками
ветвями. Из числа североамериканских видов у нас разводятся иногда B.
lenta, с гладкой, темно-серой корой и B. nigra или rubra с корой
красноватой или почти черной, слупливающейся тонкими чешуйками. Следует
упомянуть еще и о следующих видах Б., открытых в России и описанных в
недавнее время: на Кавказе - B. Raddeana Trautv. и B. Medwedewi Regel.,
и B. Ermani Cham. в восточной Сибири и Камчатке.
Бepезoвский (Максим Созонтович) - замечательный композитор
православной церковной музыки, род. 16 окт. 1745 г. в г. Глухове
Черниговской губ. Судьба его полна глубокого трагизма. Воспитанник
киевской духовной академии, Б., по приезде в Петербург, был определен,
благодаря своему прекрасному голосу, в придворную певческую капеллу, где
изучал музыку у Цопписа. В то время, при дворе императрицы Елисаветы,
давались представления итальянской оперы, в которых наряду с другими
певчими капеллы принимал участие и Б. Как даровитый юноша, уже в ту пору
обладавший выдающимися способностями к композиции и виртуозным талантом
(Березовский отлично играл на скрипке), он обратил на себя общее
внимание. В 1764 г. на 20 году своей жизни, Березовский был послан в
Италию, в знаменитую болонскую академию, где занимался под руководством
не менее знаменитого профессора Мартини Старшего. Господствовавшие в
этой академии хорошие музыкальные традиции оказали самое благотворное
влияние на развитие таланта Б., что не замедлило отразиться на его
сочинениях, отличавшихся строгим и обаятельно-красивым стилем. Дарование
Б. и его музыкальные успехи доставили ему популярность в Италии. Б.
удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий.
Многие музыкальные академии в Италии избрали Б. своим почетным членом, а
болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске
и удостоила титула почетного академика. К этому же периоду времени
относится и его опера "Демофон", написанная на текст Метастазы, для
театра в г. Ливорно, в гавани которого тогда стоял руссюй флот под
начальством графа Орлова; с ним Б. и пришлось позднее вернуться в
Россию. Опера Б. имела огромный успех и приводила в восторг всех
знатоков и знаменитых музыкантов того времени. Живя в Италии и скучая по
родине, Б. посылал оттуда в Россию свои лучшие произведения. Известный
знаток церковной музыки о. Разумовский, в своей книге "Церковное пение в
России " (Москва, 1867), указывает на следующие из них: "Литургию",
концерт "Отрыгну сердце мое", "Слава в вышних Богу"; "Милость и суд
воспою тебе Господи". "Причастный" и проч. - Все эти произведения Б.
отличаются простотою, доступностью, изяществом и в художественном
отношении превосходны. Сочинения Б., присылавшиеся им из заграницы, были
не только приняты и разучены,. но и исполнены в присутствии тогдашнего
Двора, так что имя Б. сделалось с тех. пор известным всей России.
Концерты Б. разучивались всеми любителями церковного пения. Но
печальнейшее разочарование ждало Б., когда он, в 1774 г., после 9 и
летнего пребывания заграницей, возвратился вместе с графом Орловым на
родину, исполненный самых радужных надежд. Он думал, что его блестящее
дарование создаст ему соответствующее положение и глубоко ошибся в своих
рассчетах. Петербург кишел в то время массою пришлых и зачастую
бездарных любимцев, составлявших, однако, тесно сплоченную между собою
клику, относившуюся не только с ревнивым, мелочным подозрением к каждому
истинному таланту, но и старавшуюся удалить или уничтожить всякого
опасного соперника, который мог стать ей поперек пути. По приезде в
Петербург, Б. был вскоре представлен в качестве знаменитого артиста
многим высоко поставленным лицам, но среди царедворцев нашелся лишь один
- князь Потемкин, обративший внимание на даровитого композитора, и тут
же предложивший ему место директора будущей музыкальной академии,
которую Потемкин предполагал основать в Кременчуге. В ожидании же
обещанных благ, Б. определили в капеллу без всякой должности, так как
все высшие и лучшие места были в руках иностранцев. Эта неудача не
ослабила, однако, творческой деятельности Б., он продолжал много и
упорно работать. К несчастью для русского искусства и еще более для
самого Б., князь Потемкин, как это нередко с ним случалось, забыл не
только о Б., но и о самой академии. Это обстоятельство имело роковое
значение для Б. Отчаявшись получить соответствующее его таланту и
знаниям место или хотя бы повышение в должности, он впал в мрачную
тоску. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие
неудачи, Березовский в марте 1777 года заболел горячкою, и в одном из
припадков тяжкой болезни покончил жизнь самоубийством, перерезав себе
горло, от чего и скончался 22 марта того же года.
Как композитор духовной музыки, Б., вместе с Веделем, является
представителем нового направления в партесном пении. В своих сочинениях
он стремился к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время
многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для
православной церкви, и не думали, ни мало не заботясь ни только о
правильном произношении слов, но нередко даже вовсе не зная русского
языка. Этим то строгим соответствием музыки с текстом и замечательны
произведения Б.; им же объясняется и то умилительное впечатление, какое
производит музыка Б. Вместе с тем он достиг разрешения труднейшей задачи
- соединения простоты и изящества. Из многочисленных сочинений Берез.,
оставшихся в рукописях и хранящихся у многих любителей, только два
сочинения, и то спустя 60 лет со дня его смерти, были изданы придворною
капеллою, это: "Верую" и классически концерт. "Не отвержи мене во время
старости". Все они были написаны для больших, правильно организованных
хоров, и имели в свое время громадный успех. Из духовных произведений
Б., кроме двух поименованных, наибольшею известностью пользуются еще
семнадцать концертов.
Сведения о Березовском можно найти в следующих сочинениях: З. Дурова,
"Очерк истории музыки в России" (приложение к "Руководству к изучению
музыки" Аррея фон Доммера, перевод с немецкого А. Желябужской, Москва,
изд. П. Юргенсона, 1884 г.); о. Разумовский, "Церковное пение в России"
(Москва, 1867); Н.А. Лебедева, "Березовский и Бортнянский, как
композиторы церковного пения" (Спб., 1882); Л. Саккети, "Очерк всеобщей
истории музыки" (Спб., 1883, изд. В. Бесселя и Ко); Стаффорда, "История
музыки" в переводе Е. Воронова, (Спб., 1838); Fetis, "Biographie
universelle des musiciens" (Париж, 1860).
|